«Е.Л. Мрозовская – в истинном смысле женщина-пионерка в среде выдающихся фотографов России. И начала свою деятельность, как и многие, предаваясь занятию фотографией, как любитель». Так писал о Елене Мрозовской классик цветной фотографии С. М. Прокудин-Горский.
Елена Лукинична Мрозовская (урожденная Княжевич) — одна из первых русских фотографов. Дата ее рождения, к сожалению, неизвестна. Её брат, Владимир Мрозовский, был инженером-механиком и художником, а дядя, Иосиф Мрозовский, — военным генералом-губернатором Москвы, сроком с 1915 по 1917 год.
До того как посвятить себя делу фотографии профессионально, Елена Мрозовская работала продавщицей и педагогом. Но затем в 1982 году окончила фотографические курсы V Отдела “светописи и ее применения” при ИРТО (Императорское русское техническое общество). А после этого Елена отправилась в Париж, где продолжила свое обучение художественной фотографии у французского фотографа мсье Надара (Гаспар Феликс Турнашон), известного своими фотографическими портретами (Сара Бернар, Дюма отец, Жюль Верн и т.д.), а также съёмками городского вида с воздушного шара и съёмками Парижских катокомб.
После возвращения в Петербург, Мрозовская открывает фото ателье, по адресу Невский проспект, дом 20, у Полицейского моста.
Ателье Елены Мрозовской посещало множество известных людей того времени. Полюбили его артисты, музыканты и художники, литераторы, поэты. Она делала портреты Николая-Римского Корсакова, графини М. Е. Орловой-Давыдовой, Матильды Кшесинской, Веры Комиссаржевской, Дмитрию Менделееву и т.д. Также ей хорошо удавались портреты детей.
Известный русский поэт “Серебрянного века”, Игорь Северянин, посвятил фотографическому ателье Мрозовской следующие строки.
А вот и сфера «нежной страсти»,
Цыганских песенок запас.
Улыбка Вяльцевой (жанр Насти!)
И Паниной непанин бас…
Звезда счастливая Плевицкой
И маг оркестра Кусевицкий,
И (валерьянки дай, Феррейн!)
Вы, авантюры Ольги Штейн.
Процесс comtesse O’Pypк-Тарновской
Два стиля – comte’a Роникер
И (до свиданья, хроникер
Судебный!) ателье Мрозовской,
Где знать на матовом стекле
И Северянин в том числе!
И. Северянин. Полное собрание стихотворений.
В 1897 году Елена была названа официальным фотографом Императорского Музыкального общества. В этом же году она выиграла бронзовую медаль на Международной выставке в Стокгольме. Занимает пост члена Дамского фотографического кружка при Русском женском взаимно-благотворительном обществе в Санкт-Петербурге. Ей присваивают почётное звание «фотограф Санкт-Петербургской консерватории».
В 1898 году Елена удостоилась малой серебряной медали в пятой фотовыставке ИРТО.
В 1905 году участвовала во всемирной выставке в Льеже, в которой приняли участие 31 страна.
В 1903 году Елену Мрозовскую пригласили в Зимний дворец снимать высокородных персон, принимавших участие в самом грандиозном празднике, устроенном двором Николая II. На этот момент времени госпожа Мрозовская – уже действительный член Императорского Технического общества.
В 1909 году Елена Мрозовская празднует юбилей своей профессиональной фотографической деятельности. Позже в журнале “Фотограф-Любитель” выходит статья, написанная Сергеем Михайловичем Прокудин-Горским, посвященная этому торжеству, в которой фотограф хвалебно отзывается о самой Елене Мрозовской и её деле. Эта статья приведена ниже полностью.
«Фотограф-Любитель» выпуск 1909г, №2.
28-го Декабря прошлого года профессиональный фотограф Е. Л. Мрозовская праздновала в Петербурге у себя в ателье пятнадцатилетний юбилей своей деятельности.
Празднование прошло непринужденно весело в кругу артистов, художников и литераторов, в большинстве постоянных клиентов юбилярши. Мне довелось быть на этом
праздник, как частному лицу и как представителю V-го Отдела Императорского Русского Технического Общества, который уполномочил меня принести поздравления Е. Л. Мрозовской, как своему сочлену. Я был свидетелем простого, сердечного отношения к Е. Л. Мрозовской всех прибывших на праздник лиц и присутствовал на одном из редких юбилеев, где нет места скуке. Талантливые артисты, художники и литераторы внесли с собой тот возбуждающий элемент, который заставляет звучать в человеке лучшие струны его души. В настоящей статье я не имею в виду описывать детали этого празднества, но пользуюсь случаем, чтобы отметить, чего может женщина достигнуть собственными силами в фотографическом искусств при любви к делу, таланте и упорном труде.
Е. Л. Мрозовская—в истинном смысле женщина-пионерка в среде выдающихся фотографов России и начала свою деятельность, как и многие, предаваясь занятию фотографией, как любитель. Узнав об открывшихся при И. Р. Техническом Обществе курсах по фотографии, она поступает на них, оканчивает их в 1892 г. и, окончательно решив посвятить себя фотографическому искусству, Едет в Париж к знаменитому Надару, у которого и довершает свое образование, как фотограф-художник.
Само собою понятно, что такая школа, как работа под руководством Надара, многим не представляется, но утвердительно могу сказать, что ни Надар, ни всякая другая школа без собственной инициативы и таланта ничего поделать не могут. Мне достоверно известно, что Мрозовская в начале своего ученья не имела возможности швырять деньги и, следовательно, существование за границею не представляло из себя «partie de plaisir», а скрашивалось исключительно возможностью получить нужную художественную подготовку. При просмотре работе Мрозовской, в изобилии украшающих ее ателье, внимание невольно останавливается на неуклонном стремлении почти в каждой съемке передать живое движение человека, что в некоторых случаях достигается с невероятной трудностью, жертвуя иногда технической стороной дела.
Передать живое движение танца, момент игры артиста— дело далеко не легкое и требует не только знания техники, но и изучения, как снимаемого лица, так и самой вещи, из которой вырван момент. Так просто, ни с того ни с сего, подобная работа может быть счастливым исключением из тысяч снимков, между тем мы видим эти живые естественные движения почти во всех работах Е. Л. Мрозовской, следовательно, она и по настоящее время учится и изучает человека. Теперь прошло то время, когда от фотографа требовалась только чистая работа и особенно ее техническая сторона. Фотография стала искусством в истинном значении слова, но должен сказать, что и коренное искусство таково только тогда, когда оно в руках таланта и об искусстве это можно сказать с полной достоверностью. И краски те же, и кисти те же, только результат не тот. „Всякий скачет, всяк пляшет, да не так, как скоморох“— выражение, отлично характеризующее работу людей искусства. Я совершенно уверен в том, что если бы просмотреть негативы, изготовляемые Мрозовской с моментов движения, напр. в октябре, ноябре и декабре месяцах в Петербурге, то с технической точки зрения` негативы не получат не только полных пяти баллов, но навряд ли получат и четыре, ибо, как техник, почти ежедневно имеющий дело со съемкой, утверждаю, что нет возможности с нашим дневным светом в упомянутые месяцы года, а прошедшего в особенности, получить при быстрой экспозиции правильный по силе выработки негатив; это чувствуется даже в некоторых оконченных работах, но я спрашиваю, умаляет ли это достоинство работы? Нет, ибо в основание работы положено достижение передачи живой действительности, которая, как и всякая правда, в любом воспроизведении ближе сердцу человека, чемъ превосходно выработанный негатив с изображением мертвого застывшего лица.
Мне думается, что в основу работы каждого портретиста, и профессионала в особенности, должна непременно быть положена известная идейность исполнения и в действительности оно так и есть, и таких фотографов совершенно правильно называют фотографами-художниками. Их очень немного, не только в России, но и во всем мире и к числу их принадлежит и Е. Л. Мрозовская, за которой имеется еще и та особенность. что из женщин она пионерка в этой отрасли искусства.
Я очень рад, что был на этом юбилее и таким образом мог ознакомиться со множеством работ Мрозовской, исполненных в самое разнообразное время, а затем мог написать эту статью, как скромную дань моего уважения к искусству и таланту. Могу пожелать, чтобы Мрозовская продолжала также изучать человека, как она делала это по настоящее время, ибо в постоянном учении и изучении заключается успех работы каждого. Почивший на лаврах—на границе разложения. С. Прокудин-Горский ”
В 1913 году фотоателье Мрозовской было преобразовано в «Женское русско-славянское художественно-фотографическое ателье «Елена», которое впоследствии должно было стать частью «Дома женского труда».
Дальнейшая деятельность Елены Мрозовской мало известна. Знаменитая женщина-фотограф покидает Санкт-Петербург около 1920 года. Умерла Елена Мрозовская в 1941 году в посёлке Репино.