Сегодня в обществе достаточно дискутируем вопрос может ли женщина быть раввином?
Необходимо отметить, что для евреев раввин – это не только духовный лидер, но в первую очередь судья.
Известно, что ортодоксальное течение в иудаизме категорически против того, чтобы женщина была раввином, ссылаясь на отсутствие таковых в священных писаниях.
Однако, в современном мире женщины-раввины уже появились практически во всех концах света. Однако, может они были и в прошлом? Были ли примеры женщин-раввинов в еврейской литературе?
Примечательно, что статус раввина у евреев присваивался только тем, кто обладал достаточно немалым количеством достоинств – вплоть до знаний «колдовства».
Сам же обряд рукоположения раввина назывался «Смиха». Сегодня «Смиха» – это документ, который подтверждает статус раввина, а также его полномочия. Безусловно, изначально никаких документов, подтверждающих статус еврейского судьи, не существовало, но как говорится все течет и изменяется.
Итак, наиболее интересный вопрос, который никогда подробно не обсуждался, имеет ли право женщина на получение «Смихи», то есть может ли она быть раввином – судьей.
Вероятно, этот вопрос не озвучивался в связи с тем, что женщина, согласно еврейскому закону, не имеет права быть судьей, так как она не в состоянии выполнить одну из самых основных предписанных функций.
По мнению некоторых раввинов вопрос, может ли женщина выступать в качестве судьи или нет, кажется, не вполне определенным. Тот факт, что вавилонский Талмуд не в состоянии сделать прямую ссылку на положение женщины в качестве судьи, является, по мнению некоторых, по крайней мере, признаком того, что она на самом деле может выступать в качестве судьи, при условии, что такая женщина получила квалификацию и люди согласны с тем, что она может стать раввином.
Существует конкретный библейский пример – Дебора. Дебора — героиня библейской книги Судей, единственная женщина-судья Израилева, а также одна из семи пророчиц эпохи Судей (XI-XII вв. до н.є). Сидя под пальмовым деревом Дебора судила израильтян, которые приходили к ней со своими жалобами.
То, что Дебора выступала в качестве судьи четко сказано в стихе: «И дети приходили к ней для совершения правосудия».
Однако, Тосафот (комментарий к Талмуду, составленный группой раввинов) заявляет, что случай Деборы является исключением, так как она была в первую очередь провидицей и выступала больше в качестве учителя, но не судьи.
Теперь же, если женщина имеет право быть судьей, это можно считать доказанным, что она также имеет право быть рукоположенной. Тем не менее, остается фактом, что нигде в Талмуде нет прецедента, кроме последнего упомянутого случая с Деборой: более того, не только нет фактического примера того, что женщина была рукоположена, нет даже теоретических ссылок на это.
Время от времени принимались решения в раввинских спорах в пользу точки зрения женщины.
Имя Ялта, жены рабби Нахмана несколько раз встречается в Талмуде в связи с некоторыми галахическими учениями, и ее словам всегда уделялось должное внимание. Это явно свидетельствует о том, что по крайней мере некоторые женщины были признаны обученными и хорошо разбирающимися в еврейском законе, а соответственно – могли судить.
Существует и доказательство того, что даже в гораздо более поздние времена, чем талмудический период, женщины занимали различные важные должности в религиозной жизни еврейской общины, и были приняты в качестве органов власти, способных принять решение по всем религиозным вопросам, однако более конкретно по вопросам, относящимся к жизни женщины.
В заключение на этот вопрос, можно сказать, что до сих пор нет конкретных упоминаний о том, были ли женщины рукоположены, тем не менее женщина была в положении высказать свое мнение по еврейскому обряду и юридическим вопросам, а порой она принимала окончательное решение. И это исторический факт.
В заключение хотим привести слова рабби Ньюмана, который писал по этому поводу так: «надо признать, что ученику Талмуда будет трудно, если не невозможно, поверить в то, что женщину когда-либо наделяли Смихой (рукополагали как раввина). Тем не менее, время от времени женщина действовала именно так, как будто была носителем этой чести».