Первое знакомство с Неаполитанским фехтованием

Почему мы говорим «первое знакомство», ведь Неаполитанский стиль Испанского фехтования существует уже много веков? Дело в том, что до недавнего времени про Неаполитанскую школу было практически ничего не известно. Основной причиной отсутствия информации было то, что все источники, которые можно было отыскать существовали лишь на древне-испанском или древне-итальянском языках, которые не каждому носителю языка под силу, как оказалось. А люди, обладающие хоть какими-то знаниями Школы живут в глубинках Италии и отыскать их совсем не просто. Возможно, такое положение вещей так и осталось бы неизменным, если бы не фундаментальная работа, проделанная ученным Мальцевым О.В., что в последствии заложило формирование НИИ «Исследования мировых воинских традиций и криминалистических исследований применения оружия».

 

World Martial Art Traditions & Criminalistic Research of Weapon Use

 

Итак, как же проходило то самое «знакомство»… Начнем рассказ с истории исследования.
Как уже было упомянуто ранее, все началось с изучения найденых документов. Кроме этого, научной группе Олега Викторовича пришлось провести немало времени в Неаполе, в Пулии и Калабрии, однако, за все время нахождения в Италии так и не удалось встретить ни одного человека, который разбирается в Неаполитанском фехтовании и может передать знания об этой системе.

Первые фундаментальные сведения, которые мы получили о Неаполитанской школе фехтования были написаны итальянским Грандом Чезаре Бленжини в трактате XIX века: «Трактат о современном итальянском фехтовании. Меч и Сабля, различные способы парирования против байонета и копья». Это достаточно известный документ.

Затем в Италии состоялась встреча с Профессором Мерендони, который порекомендовал начать исследование с первоисточников, изучив «Трактат двух Сицилий», называя его историческим раритетом. После непродолжительных поисков мы нашли данный трактат в национальной библиотеке Неаполя, купили его, и как сказал доктор Мальцев: «Естественно я его прочитал и не пожалел об этом. Я многое узнал о Неаполитанском фехтовании из этого трактата. Однако, этого было не достаточно для того, чтобы собрать Неаполитанскую школу в единую систему».

Трактат двух Сицилий

 

Бленжини писал в своей работе по Неаполитанскому фехтованию так: «…это близнец Сицилийского фехтования, но с более короткими движениями. Присутствуют серии испанских ударов, с помощью которых используется оружие. Имеет собственную боевую позицию. Это фехтование базируется на принципах и механике действий человека и животного, а также танца. Фехтовальщики пытаются максимально экономить силы и контролировать пространство, сокращая форму позиции. Они не совершают размашистых движений, кроме тех случаев, когда они необходимы». Затем он пишет: «…все школы фехтования хороши, но Неаполитанская остается лучшей. Никакие чужеземцы не смогли победить эту школу».

Далее последовала продолжительная работа по изучению остальных найденных источников, в которых могла идти речь о Неаполитанской школе фехтования. В результате, было переведено с итальянского языка и изучено около 20 документов по фехтованию, самые значимые из которых были позже опубликованы уже на русском языке.

Обложки переведенных трактатов

 

Итак, сначала было определение, из которого следует, что удары в Неаполитанском стиле — испанские, а также используется биомеханика тела. Кроме этого, используются логические модели животных, смешанные с танцем. «Трактат двух Сицилий» пролил немного света на эту тему, но затем началась работа над поиском логических моделей животных. В одном из трактатов мы нашли объяснение 4-ех логических моделей животных: волк, тигр, носорог и орел. Как можно заметить: 2 Нормандские модели и две — Южноафриканские. Нормандская система соединена с Южноафриканской, потому что тигры и носороги не водятся в Неаполе. Затем мы нашли еще один документ, в котором перечислено, что именно Неаполитанская школа взяла из других систем. Вот, что там писалось:

от Испанцев они взяли:
— науку Фехтование;
— механизмы владения оружием;
— экономию силы в пространстве.

От французской школы в XIX веке они взяли:
— скорость движений с целью обмана или финта;
— использование ошибок противника.

От итальянской школы взяли:
— удар и защита одновременно;
— все остальные принципы итальянского фехтования, за исключением парирования шпаги рукой. Этого они не взяли.

 

Так как Сицилийская школа фехтования для них родная школа и она древнее, чем Неаполитанская, они кое-что позаимствовали и у Сицилийцев:
— селекция приемов, то есть, постоянное корректирование набора приемов.

Дело в том, что в Неаполитанской системе отсутствует набор приемов. Существует понятие рекомендуемых технических элементов теми или иными мастерами. А далее каждый мастер формирует свой пакет технических элементов по определенной системе. Так же в Палермитанской системе они взяли — предугадывание действий врага и мгновенный анализ свойств врага.
Очень интересна стратегическая концепция школы: «не уклоняться, не парировать, не отступать».

Обложки переведенных трактатов

 

Вот такой микс получился в результате заимствования разных элементов и составных частей системы у других школ. Про Неаполитанскую школу ходят легенды. Она считается самой сильной школой фехтования последних веков, которая сохранилась, а потом куда-то исчезла. Эта школа является индивидуалистом, что проявилось в изобретении собственного оружия, а именно: своя шпага, особый вид рапиры и неаполитанский меч. Представители Неаполитанской школы не хотели быть похожими на кого-либо и даже шпагу держали особым способом. Интересно то, что они называли фехтование: «игрой со шпагой».

Еще одно затруднение в исследовании Неаполитанского фехтования заключалось в том, что нам нужно было найти танец. Конечно, если мы говорим о Неаполе, то это Тарантелла. Но здесь можно было допустить ошибку, потому что, Тарантелла была уже последствием определенной системы — системы неаполитанских масок. Сказано, что она приводит в движение логические модели животных.

Если мы начертим круг, внутри разместим маски, затем на 4 точки поставим тигра, носорога, орла и волка, то именно на эту логическую модель будут крепиться рекомендуемые технические элементы, и таких масок всего 50.

 

Теперь напротив мы должны поставить зеркало, где отражается 50 принципов Неаполитанского фехтования, в виде списка. Эти принципы нам нужны для селекции приемов, которые мы будем отбирать в собственную систему. И каждый такой элемент из вне должен пройти проверку 50 принципами. Затем эти отобранные селекционированные приемы становятся частями, которые используют логические модели животных. Считается, что это исчерпывающие модели, которые могут воевать.

Когда мы воюем двумя оружиями, например шпагой и кинжалом, то может быть задействовано одновременно две логические модели. При этом, все технические элементы взаимодействуют в свободном порядке друг с другом без логических моделей. Также все логические модели взаимодействуют друг с другом без технических элементов.

Ну вот кто захочет этим заниматься? Тут можно голову сломать. В этом разобраться очень сложно. А ведь мы только начали говорить о Неаполитанском фехтовании. Мы лишь создаем на этом этапе некую систему ориентирования в этой школе.

Необходимо отдельно объяснять систему масок. Затем вариативно проходить логические модели каждого животного. Далее необходимо объяснять тот или иной рекомендуемый набор каждого мастера (а таких наборов в НИИ имеется уже 6).

Чтобы постигать основы Неаполитанской школы фехтования необходимо настроиться на серьезное обучение и особо обратить внимание на то, как селикционируются технические элементы. Как вы понимаете, все элементы изучаются сначала раздельно, а потом все собирается, как единая машина, которую в последствии необходимо научиться эксплуатировать.

 

Почему мы говорим «Неаполитанский стиль Испанского фехтования»?
Один из первых принципов, описанный в итальянских трактатах звучит так: «обязательное знание испанского фехтования». То есть, технический элемент должен соответствовать концепции испанского фехтования. Поэтому, если вы не знаете Испанского фехтования, вы не сможете разобраться с Неаполитанским фехтованием. Если перед вами некая статическая система, то она не может быть Неаполитанской. У Неаполитанского стиля нет конечного количества технических элементов. Это довольно непростой стиль для изучения, а с другой стороны, когда эта машина собрана, то она крайне эффективна. Поэтому Бленжини писал, что нет равных этой школе фехтования. Когда мы собираем всю конструкцию воедино, у нас получается самоорганизующаяся система, позволяющая постоянно совершенствоваться. А значит, каждый человек, который задумает изучать этот стиль фехтования, должен быть готов к интеллектуальным трудностям на первом этапе.

Данный стиль фехтования крайне интересен для исследования, особенно для ученого, потому что здесь присутствует соединение Нормандской и Южноафриканской системы. Такой системы больше в мире нет, и мы не знаем, по какой причине это соединение произошло. А точнее, нам еще предстоит найти доказательства на уже существующие версии.

Давайте далее посмотрим на отличия от других школ фехтования:

  • работа кистью. Они очень много ударов наносят кистью. Такие удары весьма быстрые. Но это одна из главных причин, по которой в этом стиле редко используется тяжелое оружие;
  • они работают предплечьем и кистью;
  • плечо задействуют только при прямых ударах. У них нет рубящих ударов с плеча;
  • они могут использовать любую стойку. Был мастер, который держал меч за спиной. При этом он убивал всех одним ударом, которого никто не мог парировать.

Для Неаполитанской школы, победа в один выпад — это обычный случай. Не вздумайте сделать замах против Неаполитанской школы, вы сразу получите смертельный удар. Они очень любят бить противника во время его замаха. Это весьма по-испански. Неаполитанская школа — это всегда удары на опережение.

Также представители данного стиля предпочитают высокую стойку; много ударов производится за счет ног; шпага перекладывается из руки в руку, в отличии от других школ; предпочтительно свободное положение на ногах, как на пружинах; шпагу часто держат направленную в грудь противника, меняя при этом положение кисти (это своеобразная манера глумиться над противником). В этой системе один фехтовальщик не похож на друго.

 

Неаполитанский стиль не похож на Палермитанский, несмотря на то, что их по праву можно назвать братьями. В основе Палермитанской школы лежит модель рыцаря и это чисто испанская школа. Но так как у нее венецианские корни, то она впитала в себя и все Венецианское фехтование. Однако братья — не всегда близнецы. В обоих школах течет испанская кровь, но при этом, братья могут быть похожи, а могут быть не похожи, это зависит от мастера.

Вот так выглядит небольшой обзор-знакомство с Неаполитанским стилем Испанского фехтования, который вновь возрождается и становится доступным для пытливых умов фехтовальщиков. Теперь это наследие останется для следующих поколений благодаря, по сути, лишь одному человеку: украинскому ученому, профессору Испанской Дестрезы, PhD Мальцеву Олегу Викторовичу.

Автор: журналист Екатерина Сидорова