КРИМИНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ КАК ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ИСТОРИИ

Из истории криминального мира известно, что криминальные субкультуры всегда были в центре внимания людей различных классов, многие с огромным желанием присоединялись к этим структурам и считали этот шаг огромной привилегией. Кого-то привлекала жажда денег, власти, авторитета…

Однако почему, казалось бы, явление крайне негативного характера содержит в себе такой магнит и исторически важную ценность? Зачем в современном научном мире исследовать криминальные традиции (далее по тексту КТ)? Об этом и пойдёт речь.

Исторически исследование субкультуры развивалось тремя способами. Первый характеризуется описанием визуальныого аспекта и поведения, с помощью которых можно различать разные группы. Второй способ — это когда Американская социология, (Чикагская школа) использовала его для обозначения теории отклонений, в которой участвовали члены с криминальной индивидуальностью. Третий способ связан с Англией в середине 70-х годов, когда появился Бирмингемский центр современных и культурных исследований (CCCS) [1;2].

Многие ученые изучали субкультуры как урбанистическое явление, например, испанский и Чилийский социолог Алиага М.Г. отмечает субкультуры, как «городские племена». Он описывает их как группы людей, которые выбирают для себя четкие характеристики жизни и, как правило, обособленное и даже враждебное отношение к окружающей среде. Он сравнивает этот образ жизни со средневековьем, говоря о некоем радикализме, часто присущем в таких сообществах. Марчело Алиага считает, что причастность к таким группам накладывает сильный эмоциональный отпечаток на ее участников и чувство принадлежности к группе [3]. Британский социолог Даунс Д. различает субкультуру, возникающую, как позитивная реакция на социальные и культурные нужды общества, то есть профессиональные субкультуры, а также субкультуру, являющуюся негативной реакцией на существующую социальную структуру, то есть делинкветные и некоторые молодежные субкультуры [4].

Советский и российский социолог Кравченко А. И описывает субкультуру, как часть общей культуры нации, которая в отдельных аспектах отмечается или противостоит целому. Однако, в главных чертах она согласуется и продолжает культуру нации, которая получила название главенствующей̆ культуры [5].

Однако, следует учитывать, что учёные отмечают различные виды субкультур по специфике организации и направлениям, в том числе существуют и отдельные категорий субкультур.

Криминальные субкультуры являются отдельным направлением, специфическим типом субкультур, и слабоизученным явлением на сегодняшний день по ряду различных причин, в основном, из-за сложности их изучения и исследования.

Например, известный американский криминолог Альберт К. Коэн подразумевал под криминальными субкультурами определенную форму жизни, которая становится общей в определенных группах общества. К этим группам он относит банды, деятельность которых процветает в самой откровенной форме. Однако, он отмечает и считает важным аспектом, что с течением времени некоторые из членов этих банд становятся нормальными законопослушными гражданами, некоторые переходят на другой уровень профессиональных и взрослых преступников, но сама традиция или субкультура переходит и в следующие поколения [6].

В то же время большинство социологов считают, что под криминальной субкультурой понимают и теорию передачу культуры, некоторые виды правонарушений, сформированные навыки, лингвистика и др. особенности. Это явление невозможно объяснить только с одной точки зрения, только на стыке наук [7]. Данный аспект исследование в том числе является краеугольным камнем в изучении КТ или субкультур.

Одним из основных ученых в современном мире науки, который на высшем уровне, уже на протяжении больше 20 лет исследует КТ, методику подготовки их последователей, этнические особенности, применение логических и тактических моделей, их психологию и философию и прочие особенности, доктор философии, к. псих. н., академик Украинской Академии Наук Мальцев О.В.

На базе НИИ «Исследования мировых воинских традиций и криминалистических исследований применения оружия», НИИ «Памяти», во время экспедиционных выездов во все уголки мира Олегом Мальцевым были изучены и исследованы различные КТ, такие как: русская [8; 9], сицилийская, калабрийская [10], испанская [11], генуэзская, африканская [12; 13] и пр., поставлены различные практические эксперименты по исследованию тактики и логики систем, технических элементов.

 

В том числе в исследовании калабрийской КТ, таинственной преступной реальности, в попытке дать лицо «невидимому», Никола Граттери, мировой судья в течение тридцати лет на передовой в борьбе против калабрийской мафии, и Антонио Никасо, – доцент университета, который посвятил более тридцати лет своей научной деятельности, анализирует «Ндрангета», как могущественную преступную организацию международного масштаба. По результатам их исследований написано множество трудов, в том числе которые также переведены на русский язык и хранятся в закрытом архиве НИИ «Памяти» [14; 15], в том числе проведена совместная работа в г. Одесса и Реджио Калабрии.

 

На основании огромной исследовательской работы КТ, можно сказать, что с течением времени и при условии изменения внешней среды КТ претерпевают определённые временные и качественные изменения в зависимости от скорости развития и трансформации условий внешней среды, области деятельности и других факторов; в том числе, могут существовать различные ответвления, разделы, но они строятся на одной и той же изначальной субстанции.

Однако какую именно пользу несут в себе исследования КТ для среднестатистического человека и зачем их изучать?

Подавляющее большинство криминальных субкультур могут иметь неупорядоченный, хаотичный характер, при отсутствии какого-либо систематического подхода. Или же могут быть крайне примитивными, так как известно, что, обычно, в криминальные объединения попадают люди необразованные, лишённые достатка. Тем не менее, всё вышеперечисленное не мешает решению задач не только самых простых, но, как в случае с криминальной организованной преступностью в Калабрии, задач мирового масштаба, а именно: организации бизнес-отношений в разных уголках мира, проникновение на все уровни политической, экономической власти и т.д. Более того, мировоззрение, логика, тактические модели, философия криминальных субкультур таковы, что позволяют поддерживать жизнедеятельность её членов, а в некоторых случаях и обеспечивают процветание на определенных территориях.

В основе данного явления прежде всего лежит их постоянное «состояние войны», состояние несогласия, конфликта, ненависти или неудовлетворённости установленным режимом, властью и т.д. То есть основной причиной возникновения и развития КТ является несогласие с новой установленной властью в государстве или борьба за свой прошлый образ жизни. Ярким примером может быть именно возникновение КТ Юга Италии, когда возникли разбойники, как отдельное течение или каста, которое в первую очередь выступали против государственной власти после объединения Италии [7].

Безусловно, родившись на той или иной территории, где уже установлены определённые социальные правила, нормы и законы, представителям любой криминальной структуры необходимо постоянно заботиться о своём существовании, чтобы выжить в постоянно изменяющемся современном мире. Такого рода конфликт является внешним фактором как для быстрого изменения в условиях постоянно меняющейся среды, так и выступает фиксирующим механизмом «оставить и не изменять», постоянно использовать те способы и модели, которые помогают добиться результата. То есть, качество эффективной изначальной субстанции КТ остаётся неизменным на протяжении веков, так как именно она позволяет добиваться желаемого.

Наличие агрессивного внешнего фактора, изменяющейся среды и условий заставляет представителей КТ постоянно корректироваться и приспосабливаться к изменениям любого рода, чтобы по-прежнему оставаться эффективным в своей деятельности.

Почему эта изначальная субстанция является для них настолько ценной? Всё просто. Она позволяет им ВЫЖИТЬ. И мы видим сквозь призму истории, что это наследие КТ передаётся из поколения в поколение, её знание и практика, приобретённые в процессе жизни. И здесь подразумеваются очень многие компоненты: тактика и логика, модели поведения и способы достижения результатов, различные хитрости и уловки, символизм и специальный жаргон, иерархия, механизмы воспитания и продвижения вверх.

Если мы говорим о такой криминальной организации как Ндрангета, то в данной структуре воспитывают с самого детства в семье, навязывая философию и основные принципы сразу, как говорят, с пелёнок, что является одним из ключевых отличий этой организации от других, например, Мафии и Каморы [8].

При этом, хотелось бы обратить ваше внимание на то, что неотъемлемым элементом КТ является использование оружия, чаще всего именно НОЖА.

 

Нож является основным инструментом не только из-за того, что он активно использовался ещё с древних времён и был доступен не только буржуазному классу общества, но и в силу универсализации своих характеристик. Например, в городских условиях нож можно спрятать и быстро достать, когда необходимо, так как использование и (в ряде случаев) ношение холодного оружия запрещено. Однако, нельзя сказать, что таких положительных свойств нет у огнестрельного оружия, но тут уже актуальными становятся другие вопросы. Более того, способ действия огнестрельного оружия всем понятен, и его использование не требует особого обучения, квалификации или навыков, а для эффективного, быстрого использования ножа человек вынужден пройти определённую подготовку и приобрести мастерство владения им. Умение работать с клинком в руках издревле возведено в ранг отдельного мастерства, искусства, с основными принципами и законами использования этой субстанции как науки.

Несмотря на то, что существует ещё ряд спорных преимуществ использования и характеристик того или иного оружия, при этом, приверженность в КТ остаётся именно за ножом, и основная причина этого кроется в другом уровне восприятия и понимания культуры и моделей поведения криминальных структур. «Нож не исчезает в разрезе всей истории той или иной криминальной субкультуры», будь то калабрийская, итальянская, африканская, мексиканская, русская и другие КТ. Только внешние характеристики, тактика, логика, способы и философия использования данного инструмента являются отличительными факторами в той или иной традиции.

В виду того, что с течением времени КТ становятся только более рациональными и практичными, – первооснова философии, принципов и жизнедеятельности у них всегда стоит на первом месте и является изначальной ступенью воспитания и становления их представителей, неизменно передающейся из поколения в поколение. Криминальные субкультуры сохраняются неизменными на протяжении веков, ведь им всегда, несмотря ни на что, нужно оставаться эффективными и устойчивыми в этом мире. В силу чего можно с уверенностью подтвердить, что именно КТ является транспортным средством истории и ключевого навыка, так как может выступать одним из основных источников информации.

 

Список литературы:

  1. Pearson, G. Youth crime and society.— 3rd ed.— Oxford: Oxford University press, 2002.— 368 p.
  2. Roberts, R. The classic slum.— Manchester: Manchester University Press, 1971.— 266 p.
  3. Marcelo Gamero Aliaga La metáfora de las tribus urbanas y tribus urbanas como metáforas // Intersticios. Revista Sociológica de Pensamiento Crítico.— 2008.— No 2.
  4. Всемирная энциклопедия: Философия, главный научный редактор и составитель А. А. Грицанов -М.; ACT, Mн: Харвест, Современный литератор, 2001.— c. 1031–1032
  5. Кравченко А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов.— 3-е изд.— М.: Академический проект, 2001.
  6. Cohen A. K. Ragazzi delinquenti.— Milano: Feltrinelli, 1955.
  7. Avanzini B. B. Devianza e controllo sociale.— Milano, 2003.— 224 p.
  8. Мальцев, О.В. На ножи: Книга о применении ножа в Русской криминальной традиции. Днепр: Середняк Т. К., 2017. — 45 с.
  9. Мальцев, О.В. Махалово: Тактика и стратегия криминального мира исторической России до 90-х годов. Днепр: Середняк Т. К., 2017. — 177 с.
  10. Мальцев О. Обманчивая тишина.— Днепр: Середняк Т. К., 2018.— 154 с.
  11. Мальцев, О.В., Патти Т. Бескомпромиссный маятник: Книга о стиле Каса Д’амато. Днепр: Середняк Т. К., 2017. — 130 с.
  12. Мальцев, О.В. Черная смерть: Первая книга о исследовании Южноафриканской криминальной традиции. Днепр: Середняк Т. К., 2017. — 72 с.
  13. Мальцев, О.В. Черная Логика: Вторая книга о исследовании Южноафриканской криминальной традиции. Днепр: Середняк Т. К., 2018. — 98 с.
  14. Nicaso A., Gratteri N., Trumper J. B. Male Lingue: Vecchi e nuovi codici delle mafia.— Cosenza: Pellegrini Editore, 2014.— 248 p.
  15. Gratteri N., Nicaso A. Fratelli di sangue. Edizioni Mondadori, 2010.— 400 p.

Автор: Анна Филиппова