Подделка века, или как одесские мошенники «кинули» Лувр

Это произошло в конце XVIII – начале XIX веков, когда на волне интереса к истории увлечение коллекционированием приобрело массовых характер. Как следствие, стал массовым и спрос на разного рода древности. Изготовленным в этот период фальшивкам была уготовлена счастливая судьба – многие из них до сих пор украшают государственные и частные коллекции. В то время появились  и первые коллекции древностей. Чуткие ко всему новому петербуржцы и одесситы не отстали от моды и начали собирать славянские раритеты.

«Тень на Пушкина»

Вместе с интересом к древностям появились и люди, которые торговали ими и определяли ценность той или иной вещи. Собиратели по большей части всегда были дилетантами, вынужденными доверять специалистам. А ведь имея дело с любителем, трудно удержаться от соблазна и не воспользоваться  своим профессиональным положением.

Таким образом, в начале XIX века изготовление фальшивых «шедевров» стало чрезвычайно  прибыльным делом. Например, появились «собственноручные» письма Ивана Грозного, дневники князя Курбского и другие. В последние годы автором этой статьи был установлен фальшивый характер документов, касающихся отношений генерал-губернатора Новороссийского края светлейшего князя графа Михаила Воронцова и Александра Пушкина. Дело в том, что изданные дневники Воронцова, в которых идет речь о взаимоотношениях жены Воронцова – графини Елизаветы Броницкой – с поэтом, являются грубой фальсификацией и не соответствуют действительности. Во время пребывания в Одессе Пушкин официально занимал чрезвычайно низкий чиновничий пост, а поэтому лично не знал  Елизавету Ксаверьевну и тем более, никогда не появлялся у них в доме. Подхваченная пушкинистами фальшивка, к сожалению, до сих пор является основанием для введения в заблуждение людей относительно «любовных утех» поэта.

К числу примеров подделок шедевров древности относится и знаменитая одесская афера с тиарой.

От плит – к золоту

Шепсель Гохман был хорошо известен в родном для него городе Одессе. Вместе с братом он прославился как «великий коммерсант», скупая буквально все, что впоследствии можно было бы с выгодой продать,— это у Гохмана отлично получалось. Работая «по мелочам», братья Гохманы скопили неплохой капитал. Но главным богатством Шепселя были все-таки приобретенные навыки, практика и знание в своей основной «профессии»- археологии.

Коммерсант быстро и успешно поставил на широкую ногу продажу простакам богатеям «археологических находок»— в основном фрагментов мраморных плит с надписями на древнегреческом языке. Но вскоре интерес коллекционеров к плитам иссяк. И тогда расчетливые братья решили заняться подделками из золота.

Для начала Гохманы тщательно изучили историю нашего края и особенности ювелирной работы разной поры. Затем они заказали специалисту кинжал и корону из золота. Когда «шедевр» был закончен, мошенники взяли в дело знакомых, которые под видом крестьян отправились к знаменитому николаевскому ювелиру Фришену.

Тот был немало  удивлен, когда работяги вынули из грязной сумки золотые кинжал и корону, найденные ими ‚якобы во ты полевых работ. Пораженный увиденным, любитель древностей без колебаний купил их за десять тысяч рублей, переплатив проходимцам более чем в десять раз.

Обман, правда, обнаружился не сразу. Нарадовавшись покупке, Фришен отправился в Одессу, чтобы похвастаться ею перед друзьями. Но проведя по их совету экспертизу, он чуть не получил инфаркт: директор Одесского археологического музея, к которому обратился коллекционер, безапелляционно заявил, что это подделка . Опасаясь расследования, которое начали одесские правоохранители, братья Гохманы отправились за границу. Вскоре аферисты прибыли в Вену, но не с пустыми руками — с тиарой Сайтоферна.

 

Блестящая афера

«Коммерсанты» не случайно взялись за подделку тиары: из истории им было известно, что ольвийцы откупались от воинственного Сайтоферна 900 слитками чистого золота и тиарой. Но когда и этого алчному скифу показалось мало, греки вынуждены были укреплять стены своих крепостей, а не умасливать врага. Тиара Сайтоферна еще не найдена, а значит, мнимая находка сулит большие деньги.

Братья Гохманы любезно были представлены директорам Венского императорского музея Бруно Бухеру и Гуго Лейшингу. Удивленные увиденным, директора поинтересовались: как это небогатым людям удалось стать обладателями столь ценной реликвии? Братья объяснили, что вложили в это приобретение все свои деньги. Однако после нескольких часов трудных переговоров Бухер и Лейшинг (к своему счастью) были вынуждены отказаться от «заманчивого» предложения, так как заплатить запрошенную проходимцами сумму были просто не в состоянии.

Первая попытка не удалась, зато удалась вторая. Гохманы не напрасно не теряли надежды на удачу. Вскоре они нашли двух компаньонов — владельца антикварной лавки Фогеля и венского маклера Шиманского, которые согласились стать их эмиссарами парижский Лувр. Тамошние ученые просто замерли от восторга: золотая корона действительно вызывала восхищение. Но цена – 200 000 франков – вызывала настоящий шок.

Встреча высоких договаривающих сторон состоялась в Лувре в 1896 году. По одну сторону стола сидели искусствоведы с мировыми  именами во главе с директором музея господином Кемпфеном, по другую — малоизвестный антиквар Фогель и его компаньон Шиманский. Как тщательно ни рассматривали профессионалы тиару, они так и не выявили подделки— вот такими мастерами оказались «рукодельники»-одесситы. В результате реликвия была с  блеском продана.

Правда, денег для расчета у знаменитого музея не было. Вырули Лувр богатые меценаты — они внесли свои средства, но при условии, что их потом вернет правительство Франции. Таким образом, братья Гохманыполучили86 тысяч франков, Шиманский и Фогель соответственно — 40 и 74 тысяч.

 

Это фальшивка

Практически сразу после покупки драгоценную корону выставили на всеобщее обозрение. Неприятности начались тогда, когда, в Лувре появились профессор Петербургского университета А. Веселовский и известный мюнхенский историк А. Фуртвенглер. Если первый только засомневался в подлинности шедевра, то второй убедительно доказал, что тиара действительно является произведением ювелирного искусства. Но не более того.

Увы, их доводы были действительно неопровержимы. Отсутствие в фигурах античной пластики, а также сюжетное искажение (у древних греков боги ветров всегда изображались в виде мужественных атлетов, а не детей) говорили, что перед ними — подделка. Тем не менее дирекция Лувра поначалу из гордости просто не хотела прислушаться к мнению известных специалистов, чтобы не признаваться в просчете. Сомнения окончательно развеялись после появления в одной из парижских газет такого сообщения:

«Гравер Израиль Рухомовский, проживающий Одессе по улице Успенской в доме №36, объявляет с полной категоричностью, что именно он является творцом тиары, выполнившим заказ за две тысячи рублей в течение восьми месяцев. Он готов доказать свое авторство, если правительство Франции оплатит ему командировочные».

И правительство Франции согласилось!

В апреле 1903 года одесский ювелир Израиль Рухомовский прибыл в Париж. Ему быстро удалось доказать, что именно он является автором выставленного в Лувре творения.

Разразился страшный скандал, и тиара была немедленно спрятана в запасники музея. Сам Рухомовский не пострадал — во-первых, его творение прогремело на весь мир, а во-вторых, один американский импресарио предложил ему за кругленькую сумму турне по США, во время которого мастер подробно расскажет всем подлинную историю создания знаменитой фальшивки. Ювелир тут же согласился.

Тем временем Гохманы, Фогель и Шиманский жили как в раю, швыряя деньгами налево и направо: вездесущее правосудие так и не настигло их. Тиару же передали в Музей декоративного искусства Парижа, где она хранится и по сей день.

Источник: книга «Бандитская Одесса», автор Виктор Файтельберг-Бланк
Статью подготовила журналист Дарина Каруна