Многие боевые искусства, воинские системы носят исключительно спортивный характер, но если мы оглянемся назад с прошлое, то изначально они все были придуманы для ведения боя, тактического и стратегического решения военных задач. Ведь жизнь у человека одна, поэтому у обычного воина или солдата не было возможности экспериментировать, проверять принципы или приемы на поле боя, нужно было действовать максимально эффективно и точно, чтобы остаться живым.
А что же обеспечивало такую многовековую эффективность и преимущества? Что стоит в фундаменте воинских искусств? Этот ответ не хранится в секрете, не какая-то тайна, самые известные Мастера фехтования многократно твердят это в своих трудах. И это наука!
Однако, может возникнуть вопрос, достигло ли воинское искусство, искусство фехтования уровня науки. Ответ будет положительным. Если обратиться к европейским первоисточникам, то грандмастера философии воинских искусств подробно трактуют и аргументируют, как фехтование выполняет роль метанауки и стало источником для основания многих других наук.
Тем не менее, в классических трактатах по фехтованию авторы неоднократно упоминают, что это целая наука, в какой-то мере это искусство, мастерство, ловкость, но это все второстепенное. В основе всегда лежал научных подход, иначе победы в поединке не видать. Например, об этом писали в своих трудах такие испанские мастера Истинной Дестрезы, как: Дон Луис Пачеко де Нарваэз «Книга о величии меча» 1605 года, Иеронимо Санчес де Каранза «Философия оружия» 1569 года. Среди неаполитанских мастеров следует обратить внимание на Антонио Маттея и его труд «Невозможное возможно» 1669 года, Никола Теракуза и Вентура — «Истинное Неаполитанское фехтование» 1725 года и Бласко Флорио «Наука фехтования» 1844 года. Более того, все эти трактаты переведены на русский язык, под патронажем НИИ «Памяти» и криминальных исследований, и доступны для каждого читателя.
Невозможно пройти мимо фундаментальных цитат в науке фехтования из основных трактатов этих мастеров.
«В данном трактате вы найдёте сходство между науками, отношением Дестрезы с ними, и к каким из них ее нужно подчинить».
Иеронимо Санчес де Каранза «Философия оружия» 1569 г. (Испания)
«В книге я описал механические и геометрические основы, на которых базируются классы и физиологические действия — чему я посвятил отдельное предписание под названием «Базовые принципы фехтования».
Бласко Флорио «Наука фехтования» 1844 г. (Италия)
«…данный раздел родственен искусству, поскольку содержит демонстрации — простые и понятные, такие же, как и в Философии и в Геометрии. Речь зайдет о геометрических фигурах, окружностях, углах и линиях, описываемых Евклидом».
Дон Луис Пачеко де Нарваэз «Книга о величии меча» 1605 г. (Испания)
Данные цитаты приведены из различных трудов, которые написаны в разные времена и эпохи, в том числе и на разных языках, однако речь идет об одном и том же. Еще в 1844 году Бласко Флорио в трактате «Наука фехтования» достаточно аргументированно обосновал воинское искусство как науку, а в XXI веке — после кризиса индустриальных массовых воин, возвращение к представлению о воинском искусстве вернуло большинство практиков к фрагментарности, преобладанию различий в представлениях полностью зависимых от личных убеждений и предпочтений того или иного мастера.
В те древние считалось, что наука предназначена, в основном, лишь для правящего, аристократического, дворянского класса. Как, говорил Альберто Бленджини, что аборигенов нужно научить основным принципам науки фехтования, чтобы они могли, хоть, чему-то еще научится и делать в жизни. Поэтому на взгляд Бленджини, Академия фехтования была обязательной в каждом городе для воспитания и развития молодежи. Из огромного количество трактатов по фехтованию, политики и установлению власти на многих территориях в Средневековье, исследуя европейский быт, традиции, историю, вооружение, ремесленное дело можно сделать вывод, что фехтование было ключевым навыком того времени, чему есть огромное множество доказательств.
В том числе без научного фундаментального подхода как можно понять, каким образом необходимо работать с оружием, учитывать и использовать его свойства, преимущества, в том числе понимать, как это оружие изготовить. Также имеет значение понимание, в какой̆ момент времени и как нужно выбирать оружие для определенного случая, боя или защиты? Почему необходимо использовать колющее, а не режущее? и т.д. В данном случае за основу берется целая наука об оружии, в том числе спряженный между собой сплав наук о движениях, механике, намерениях противника и прочее. Любой воин просто обязан знать как это сделать, выбрать правильное вооружение для решения тех или иных задач, так как одно и то же оружие может не подойти в той или иной ситуации. Например, на корабле необходимо одно оружие, а на суше другое. На улице удобнее работать одним способом, а в помещении другим и т.д.
В том числе используя такой выверенный подход человек учится необходимой логике и тактике, выводит для себя соответствующие модели, которые потом могут перекладываться на другие сферы, чтобы безошибочно принимать решения. Это доказывает, что наука, ее подход, логика могут быть применимы в многих отраслях, в жизни, что использовали для своего благополучия наши предки.
«… природа делает человека искусным, наука делает всё возможным, а навык делает его могущественным, где вы поймёте, что опыт разных вещей̆ был изобретателем различных искусств.» И. С. де Каранза «Философия оружия. Третий диалог».
Следует отметить, что в современном мире многие, ученые изучают сами науки, их особенности, поле деятельности и применения, взаимодействие с другими науками. Однако, наука, исходя из исторических периодов, не всегда была такой, как у нас есть сейчас возможность ее изучать в той или иной̆ степени. Такая ситуация происходит и в области воинских искусств и с подходом к изучению фехтования и воинских систем, а следовательно, это отражается на эффективности, логике, тактике, способах ведения боя и прочее.
Например, если взять и рассмотреть такую науку, как математика. Нельзя исключать, что по отношению к этой науки у каждого будет свое отношение, мнение, однако, существуют общепринятые правила, методика обучения, структура самой науки, ее законы, теоремы, аксиомы, правила и т.д. Нужно отдать должное, что все ученые-математики в мире, даже при различиях современных интерпретациях, понимают друг друга и могут прийти к единому результату, найти правильное решение, так как руководствуются основополагающей субстанцией науки. А в области воинских искусств в современном мире мастера делают акцент на понимании различий, частных случаев, приемов, определенных способов действия, не находя общее, то есть единой научной субстанции, которая лежит в основе логики и тактики. Таким способом, если в любой действии или принятии решения опираться на науку или науки, основные принципы и законы, можно сделать правильный выбор. Верное решение или выбор соответственно позволяет поступить максимально эффективно и быстро, не опираясь на выборку частных случаев или приемов, которые могут и не подойти в тот или другой момент времени, потому что ситуация может быть совершенно другой, не такой как в заученной системе движений или способов действия. Поэтому, ограничивая себя в фундаментальной научной субстанции и ее применении, человек подвергает себя опасности, что не сможет быстро действовать по ситуации и спроектировать для себя необходимую тактику действий, чтобы достичь нужной цели. А в области воинских искусств это является краеугольным камнем, так как в бою времени на раздумывание нет, а действовать нужно за считаные секунды и максимально быстро, чтобы остаться живым.
Научная субстанция со своими принципами, моделями, законами, рекомендованным пакетом технических элементов и другими элементами является фундаментом в области воинских искусств. Именно такой подход позволял побеждать в бою и приобретать власть в прошлых веках.