Особенности итальянского фехтования

Статья создана на базе исследований европейского фехтования
академиком УАН,
Ph.D Олегом Мальцевым

Чаще всего обывательски такая знаменательная с позиции истории категория как «фехтование» воспринимается на манер «некоего набора приёмов, который должен помочь обеспечить победу в поединке». Однако мастера фехтования утверждают, что такими категориями руководствуются лишь простолюдины.  Но не будем «замахиваться как Шекспир на мировое» и рассмотрим особую разновидность фехтования – некую Итальянскую школу.

Что же такое итальянское фехтование и что в нем сокрыто? Для ответа на этот вопрос нужен особый подход.

В рамках исследования итальянского фехтования академик Олег Мальцев провёл в Италии более 5 лет, ввиду чего лично знаком со многими итальянскими мастерами воинских искусств. При этом, был изучен достаточно обширный спектр исторических документов и книг по современному и средневековому фехтованию, в том числе, и все первоисточники в виде древних трактатов, которые были переведены сотрудниками НИИ «Криминалистических исследований» с древне-итальянского, древне-испанского и древне-французского. Только такой комплексный подход позволяет с разных сторон досконально изучить объект исследования, при этом избежать искажений при переводе, которые могли быть допущены лингвистами, далекими от темы воинских искусств.

Каковы особенности итальянского фехтования? Дабы разобраться в этом вопросе, в первую очередь необходимо выяснить набор приемов, который существовал в фехтовании в разное время и его количественные характеристики. Если обратиться к XVI веку, то согласно мастеру Акилле Мароццо количество технических элементов в фехтовании было равно 6, но со временем оно увеличилось до 12 элементов. В XVII веке мастер Николетто Гиганти (Джиганти) выводит 14 элементов. Крайне важно отметить, что исторически 14 — это максимальное количество технических элементов в Италии. Убедиться в этом достаточно просто: можно взять трактаты по фехтованию, дошедшие до наших дней, и самостоятельно всё перепроверить.

Трактат Николетто Гиганти «Школа или театр», 1606

 

Что про итальянское фехтование пишут испанцы, и почему именно они? Дело в том, что в учебниках XIX века мастера фехтования прямо указывают на то, что именно испанцы являются создателями итальянского фехтования. К примеру, в книге  последователя Пачеко де Нарваеса — Мануэля Курсадо «Уловки вульгарного и общего фехтования» уже на первой странице начинается знакомство с тридцатью уловками простолюдинов. Эта книга является в своем роде уникальным сборником уловок, которые в то время использовались простолюдинами в разных частях Европы — в Испании, Германии, Италии, Франции. Это наглядно доказывает, что набор уловок в Европе на то время был практически в два раза больше, чем количество технических элементов в итальянском фехтовании. Кто-то должен был этому набору технических элементов обучать, что позволяло остаться в живых во время дуэли.

В вопросе дуэли, в первую очередь, лучше остальных преуспела Болонская школа фехтования, которая даже выпустила книгу под названием «Как победить на дуэли за 30 минут, прочитав эту книгу».

Еще одно место, где человек мог получить подобного рода знания — это море. Безусловно, на корабле человека обучали держать оружие в руках. При этом, у пиратов и военных моряков были разные цели, но в обоих случаях человек был вынужден обучиться техническим элементам, благодаря которым он мог защитить себя.

Говоря об Италии, важно отметить, что прохождение такого рода обучения в море было характерно для Венеции, Генуи и Пизы, которые были морскими республиками на тот период времени. Однако, кроме моря и официальной школы фехтования, есть еще и третий вариант — школы гладиаторов. Согласно общепринятой истории, школы гладиаторов были расположены по всему Риму, в которых людей обучали воинскому искусству, в том числе и владению мечом.

В каждом из этих трёх случаев человек получал знания от мастера. И если к трём вышеизложенным вариантам добавить армию, то получается четыре возможных способа формирования сердечника технических элементов: либо кто-то объяснял, либо знания давали в армии, либо  получали знания на корабле, либо обучали в школе гладиаторов. При этом, существует и пятый элемент — криминальная традиция, в которой также происходило обязательное обучение фехтованию, однако там использовался совершенно иной подход — убийство человека с помощью клинкового оружия.

Рассмотрим особенности итальянской школы на базе первоисточников. Начнём с мастера венецианского мастера Франческо Альфиери и его трактата «Искусство превосходного владения мечом». В нем уже на второй странице Альфиери прямо пишет о том, что должно интересоваться техникой, которая прошла войну и дуэли. Так, необходимо констатировать тот факт, что Италия не выиграла ни одной войны, но при этом она прошла через бесчисленное количество дуэлей. Потому, будет логично и правильно рассматривать итальянскую школу фехтования как школу для дуэлей, но никак не школу, которая может научить человека побеждать в войнах.

Трактат Франческо Альфиери «Искусство превосходного владения мечом», 1653

 

Второй аспект, который важно затронуть, касается разительного отличия в технических элементах итальянской школы. Связано оно с изломом прямой линии во время проведения контратаки. Это довольно странно, поскольку в мире данная особенность свойственна лишь одному известному виду боевых искусств — Вин-Чунь. Почему так? Это действительно загадка.  Но это еще не всё. В книге «Превосходное владение мечом» Франческо Альфиери говорит о том, что фехтование имеет норманнское и греческое происхождение. При этом, грекам было свойственно биться в линию (в фалангах), т.е. сближаясь с противником лицом к лицу, а норманнская система предполагает круг.

Еще одним отличием итальянской школы являются удары снизу — вверх или в нижний уровень под шпагу. В трактате «Фехтование или наука оружия» Сальватора Фабриса эти удары проиллюстрированы, при этом сама стойка очень низкая, и удары наносятся именно так, что не соответствует технике, демонстрируемой в современных школах фехтования. Таким образом, можно заключить, что современная итальянская школа не сохранила черты средневекового фехтования. Причина в том, что на протяжении XX века итальянская традиция претерпела серьезные изменения. Многие люди, называя себя итальянскими мастерами, при этом занимались ранее филиппинскими и японскими воинскими искусствами. В итоге, эти мастера повлияли на современную итальянскую технику настолько, что изменили её до неузнаваемости.

Трактат Сальватора Фабриса «Фехтование или Наука оружия», 1606

 

Проверить это достаточно легко: посмотреть профили итальянских мастеров в социальных сетях, где хорошо видно их фотографии, как в традиционной итальянской одежде, так и в кимоно. При этом, особо великие современные итальянские мастера занимаются сначала филиппинским воинскими искусствами, а потом зачем-то начинают заниматься итальянскими воинскими искусствами. В итоге получается некая филиппино-итальянская система, либо японо-итальянская система. Это выглядит странно, но в этом суть современных итальянских воинских систем.

Также в современной Италии есть люди, которые занимаются французским фехтованием, утверждая при этом, что это – фехтование испанское. Согласно документам, к XIX веку в Италии осталось 2 школы – французская и неаполитанская. Французский стандарт охватил Италию в XVIII веке, подобно водопаду, и в итоге распространился по всей Европе. Но по состоянию на XV век у Франции, согласно официальным архивным документам, не было никакой школы фехтования. В таком случае возникает вопрос: как Франция к XIX веку становится основным игроком в Европе? Каким образом за 500 лет Франция становится основным территориальным стандартом во всей Европе? Эта тема требует отдельного рассмотрения и освещения.

Необходимо напомнить, что до 1861 году никакой Италии как государства ещё не существовало. Были, к примеру, такие мощнейшие державы, как Венеция и Генуя,  которые выиграли множество войн.  Следовательно, в Европе фехтование было представлено в виде Венецианской, Болонской, Генуэзской, Сицилийской, Неаполитанской и других школ фехтования.

К слову сказать, французская школа фехтования начинает свое существование с публикации в Париже трех учебников: венецианского, немецкого и испанского.

Безусловно, чтобы комплексно разобраться в том, что из себя представляет итальянская фехтовальная традиция, требуется исследование. Однако данный обзор позволит, по меньшей мере, укрепиться в понимании направлений и исторических предпосылок формирования такого феномена, как Итальянское фехтование.

Автор: журналист Майя Шнедович