ЧТО ТАКОЕ ПРОТОТИП?

Прототип.

Заметьте, какое интересное слово! Впрочем, я более, чем уверена, что многие с этим словом сталкивались, так или иначе. Это понятие с его различными определениями встречается в когнитивной психологии, в инженерии, в информатике. Есть даже такое словосочетание как «прототип персонажа», что несёт в себе информацию о некой исторической или современной личности, что взята в основу образа в литературе, кинематографе, искусстве. Само же слово «прототип» в переводе с древнегреческого трактуется как «отпечаток, первообразование, оригинал». Можно написать множество терминологических определений, но вы и без меня все это сможете прочитать. Мне хотелось бы с вами поделиться рассказом Олега Викторовича о прототипологической логике. Это было одним из первых объяснений нам, сотрудникам НИИ «Памяти», очень простым языком о том, что же такое прототипологическая структура.

 

Прототипологическая структура – это некий банк данных, из которого человек черпает основы своего нравственного и морального поведения. Когда человек не знает, как что-то ему сделать, он начинает искать ответы на вопросы, в этот момент он обращается к этому банку данных и из него извлекает все данные.

 

Как увидеть в жизни прототип?

В 1950-51 годах советский конструктор ракетно-космической техники и учёный в области механики и процессов управления Владимир Николаевич Челомей, столкнулся с одной крайне непростой задачей. На некотором из этапов разработки крылатой ракеты для запусков с подводной лодки  (П-5), он никак не мог понять, каким же образом сделать автоматически раскрывающееся крыло. Как его сконструировать? Ответ на этот вопрос перед ним «вспорхнул» во время прогулки в парке. Он увидел птицу, которая вылетала из дупла и расправляла свои крылья уже за его пределами. И тут его осенило, что таким же образом может раскрываться и крыло самолета-снаряда. Таким образом модель П-5 была закончена и в 1959 году комплекс встал на вооружение. Конструктор Владимир Челомей перенес принцип движение птицы на движение ракеты – это и есть прототипологическая струтура.

Сколько еще было создано по такому принципу разработок другими учеными, остаётся только предполагать. Но на самом деле, не надо ничего искать далеко – всё, что нас окружает, имеет свою прототипологическую структуру. Умеете вы это увидеть или нет, зависит только от ваших знаний.

 

«Все уже было создано до нас»

 

Каким образом животные, птицы связаны с этим банком данных?

Первое,  что необходимо отметить: в этом банке располагается множество животных моделей и образов. И человек постоянно обращается к «животному» банку данных для того, чтобы попытаться найти ответ на интересующий его вопрос.

Например, у вас существует желание что-то иметь (чем-то владеть) и вы не знаете, как этого добиться. В такие моменты некоторые начинают даже вести себя по образу и подобию животного. А почему так? Дело в том, что никакого другого источника информации для такого типа людей просто не существует. Это уже в ходе становления социума и культуры образования появились книги, различные учёные и их труды, прочие люди, знающие ответы на вопросы. Уже эти люди решили, что нужно использовать сознание вместо памяти, для того чтобы не обращаться к прототипологической основе.  Но на самом деле, каждый раз, когда вы не находите ответа, вы все равно обращаетесь к прототипологической основе. Дело в том, что у каждого человека в памяти существует прототипологический блок-основа.  Всё, что окружает человека, — это прототипы. Нож – это либо коготь, либо зуб. То есть все предметы двигательного характера имеют прототипы. Например, машина: её прототип — лошадь.

Каждый человек видимо или не видимо связан с определённым животным. То есть, это наиболее часто используемые прототипы. Каждый ещё с детства находит для себя понравившийся прототип и использует его. «Нос сует куда не попадя», к примеру, хитрый  лис. Или «прёт как бык», всё вперёд да без разбору. Но это всего лишь один из прототипов человека. Если человек использует только один прототип, это не значит, что у него нет других: он просто не знает, как ними пользоваться, как к другим «получить пароль доступа». Поэтому он нашел себе один какой-то прототип и применяет его повсюду, в независимости от того, уместен он в конкретной ситуации или нет.

Это связано с философией, с двигательными и с поиском информации. Информация – это поиск ответа на вопрос «как сделать». Философия – это допуски, то есть «можно»/ «нельзя». Например, «я бы сделал так, но меня в тюрьму посадят». Сам двигательный выраженный действии, может выглядеть как бык, который рогом пробивает стену. Таким образом, информация, философия, двигательные соединяются в протипологическую систему.

И человек, если не находит ответов на свои вопросы на уровне родового бессознательного, углубляется в содержание памяти вплоть до архетипологической структуры, а если и в ней не находит ответов, то уже двигается дальше и приходит к прототипологической системе.  Всё это, к слову, происходит бессознательно. Принцип действия таков: чем сильнее давление извне, тем глубже человеческое «Я» погружается в память, переходя от одной информационной системы к другой информационной системе. И вы увидите, к примеру, в человеке поведение животного, например, какую-то маленькую, но звонко лающую «Моську» (таких можно нередко встретить на улице, особенно в лице женского пола). Когда такого человека отпускает лихоманка, то он начинает вести себя в соответствие с будущим, ориентироваться на будущее – это уже переход на архетипологический ряд. Когда ещё «немного отпускает» пружина давления, такой человек начинает вести себя так, как это было принят в роду (в семье), что происходит на разжатой пружине. То есть, чем сильнее давление, тем глубже погружение. Чем больше давления подано на человека, — различными обстоятельствами, жизненными инцидентами — тем глубже он погружается, начиная с родовой концепции, переходя к архетипологическому блоку и добираясь до прототипологической системы. И уже на физике, в виде проявления тех или иных двигательных мы наблюдаем, кто сейчас перед нами, а, следовательно, можем знать, как он поведёт себя впоследствии.

Чем сильнее на человека давление, тем ближе он к прототипологии.

Но у человека может быть так тренировками всё отстроено, что он никогда не выходит на прототипологическую структуру вообще, поскольку всё «жизненное» остаётся на уровне архетипа и родовой концепции. Однако прототипологическую структуру  он использует только в своих философских размышлениях  — наедине да сам с собой.

 

 

 

 

— Нехорошо когда прототип проявляется в жизни?
— Это по-разному.

Один мудрый человек когда-то сказал, что «…в животное превращаться не нужно, а вот становиться иногда хищником — было бы неплохо». Человеку не свойственно по природе своей поведение животного, хотя при этом, у каждого человека имеется животный уровень. Но если не рассматривать различного рода психических отклонения, при которых люди в собачек превращаются, и полностью подражают повадкам животных, всё же человек по своему телосложение далёк от животного. Когда мы с кем-то общаемся, наши глаза, уши и другие чувствительные органы на способны каждую секунду регистрировать изменения протипологической структуры; мы не различаем, где перед нами человеческая составляющая, а где животная. Но мы видим некое поведение, и на автоматике классифицируем:  «плохо» или «хорошо». То есть, мы не разбираемся «нравится» нам это поведение или «не нравится».

Когда же вы переходите на другую логику, логику прототипов, это позволяет понять стадию сжатия пружины психики в среде памяти. Для вас мгновенно становится понятным, как отреагирует автоматика человека в тот или иной момент времени, как будет реагировать сознание. Это позволяет стать более образованным и более точным в своих движениях.

 

По факту, прототип можно использовать по-разному, в зависимости от существующей задачи. Можно сконструировать ракету, а можно кому-то глаза, как кошка, выцарапать. И в первом, и во втором случае будет использован прототип. С одной стороны, ты выполнял задачу класса создания, в другом случае – задачу класса состояния.

Что важно: человек обязательно должен уметь пользоваться прототипологической структурой, ведь совершенствуется только прототипологическая структура. Как это можно увидеть? Например, человек сначала ходил сам, потом оседлал лошадь, потом создал машину. Или такой пример: ребёнок плюётся через трубку горохом — это выглядит точно также, как змея плюется собственным ядом, то есть это действие — всего лишь имитация змеи. Далее уже появились дротики, которые стали покрывать змеиным ядом. Проводя линию наблюдений и дальше, минуя эпохи одну за другой, вы увидите, как из этой же трубки появилось огнестрельное оружие, из стволов которого уже стала вылетать пуля. Всё, что стало производиться впоследствии, являлось всего лишь усовершенствованным прототипом змеи. Как видим, улучшать можно только прототипологическую структуру, ничего больше вы не вытащите «из ума-разума» вовне, ибо ничего более у человека-то и нет. Как говорил академик Г.С.Попов «Всё новое — это регенерация прототипа».

 

 

 

Так почему же все используют прототипологические модели?

 Дело в том, что любая прототипологическая модель превращается в логическую модель, а логическая модель —  в тактическую. Например, рассматривая животное как прототип, надо обращать внимание именно на его действия: как животное двигается, каким образом наносит тот или иной ударю Так, медведь бьёт лапой, носорог — рогом, буйвол – бивнем; можно наблюдать, как раскрывается крыло птицы, как орел охотится на добычу. У каждого прототипа существует двигательная и информационная основы.

Также человек способен неосознанно принимать тот или иной прототип животного и превращаться в него. Например, очень часто можно видеть женщин, которые «превратились» в своих домашних питомцев —  стали «кошечками или собачками». У них наблюдаются ярко выраженные повадки этих животных, меняется философия, а образ жизни становится животным. Любой кошечки или собачки нужен хозяин, который будет за ней ухаживать, кормить, содержать.

 

Даже в песни «Я не такой» группы  Чиж&Со, есть следующие строки:
«…хочешь я буду ласковой кошкой сидеть у твоих ног….
хочешь я буду верной собакой стеречь улыбки твои и покой…»

 

Знание прототипологии позволят вам понять не только поведенческие реакции человека, но также и традиционные устои целых организаций. Например, известно, что прототип мафии – это орёл, а прототип Ндрангеты – змея. Таковые факты уже позволяют сформировать представление не только о специфических способах решать дела, но также о поведение людей в этой системе, об их философии. Ндрангета никогда не станет нападать на человека до тех пор, пока он сам её не побеспокоит. Члены мафии же, напротив, —  охотники, действующие, как орёл, который убьет свою жертву только потому, что ему хочется кушать. Мафия будет атаковать и не думать. Ндрангета же, устроена по принципу семьи («не трогай семью, и мы тебя не тронем»). Вот в чём и разница между этими двумя организациями в их философии.

 

Прототипологические фигуры

Одним из ярких персонажей в мире искусства, который изобразил на своем полотне «Сад земных наслаждении» прототипологические рецензоры (это такие механизмы), является Иероним Босх. В частности, Босх изобразил прототипологический рецензор русской криминальной традиции – это два уха и нож. В этом прототипе как раз продемонстрировано, что у русской уголовной традиции есть как левая, так и правая сторона, а нож – это неотъемлемый атрибут традиции.

Такие же необычные рисунки мы можем наблюдать у Сальвадора Дали, которые также являются прототипами. Например, «Ножницы Дали» с образами мужчины и женщины – это и есть прототип того, как появились ножницы, из соединения мужчины и женщины.

Сальвадор Дали «Ножницы»

 

Именно сейчас, в 2019 году академик УАН, PhD Олег Мальцев проводит исследование всех прототипологических рецензоров, которые изображены у И.Босхо, у С.Дали и многих других художников, чтобы выстроить по этим рецензорам этажи прототипологической системы и объяснить, как каждая фигура появилась, почему выглядит именно таким образом и что она в себе несёт: суть, замысел, логику, механизм.

И на данном этапе, безусловно, уже некоторые выводы сделаны. Например, что существуют прототипологические этажи. А есть и комбинированный этаж. Например, мифический лев в очках с тростью, рассматривающий бабочек через лупу. Есть и такой прототип, который позволяет понять очень много интересных и серьезных вещей. При этом, можно изучать как саму конструкцию целиком, так и рассматривать по частям каждый из элементов этого прототипа. В любом случае это даст какую-то идею, которую вы пока не можешь вытащить из своей памяти осознанно и выразить связно.

Так или иначе, у каждого человека есть прототипологический рецензор, и не один. У кого-то это может быть сложная скрутка из нескольких механизмов, например, животных – это как раз комбинированный прототип. У кого-то могут быть простые —  какое-то одно выбранное животное. Какое количество этих прототипов вообще существует в природе и в мировой памяти — неизвестно, но вероятнее всего их бесконечно множество. Прототипы существовали всегда, существуют и будут существовать, мы с этим ничего не можем поделать, зато мы можем научиться их использовать.

И те, кто умели и пользовались – добивались небывалых высот, порой меняя не только представления людей, но даже – и целые эпохи!

Автор: журналист Алена Меревская