Ерун Антонисон ван Акен, известный как Иероним Босх, нидерландский художник периода Северного Возрождения. Жизнь художника малоизвестна, а его творчество полно домыслов и догадок. Существует одно единственное изображение художника, на котором он запечатлён в преклонном возрасте; более того, неизвестно, автопортрет это или портрет. Вполне возможно, что портрет Босха был создан не при жизни. Точная дата рождения Иеронимо Босха неизвестна, согласно документальным свидетельствам мы можем говорить о 1450х годах.
Жил и работал знаменитый мастер в достаточно большом (по меркам того времени) городе Хертогенбос. В XV веке Хертогенбос выступал одним из четырех крупных городов герцогства Брабант, входившего во владения герцогов Бургундских. Сегодня это поселение расположено на территории Нидерландов, близ границы с Бельгией. Псевдоним Босх взял из названия города (s-Hertogenbosch — Hieronymus Bosch).
Фрагменты триптиха «Сад земных наслаждений»
Описание жизни Босха нам известно из архивных документах его родного города. Родился Босх в семье потомственных художников. В 1486 году имя Босха появляется в списках членов Братства Богоматери, которое возникло в Хертонгенбосе в 1318 году (оно было посвящено культу Девы Марии). Из этих документов следует, что художник выполнял для братства заказы, а в 1516 году 9 августа в соборе Св. Иоанна состоялась заупокойная месса по Иерониму Босху.
Картины с подписью Босха сегодня находятся в музеях и частных коллекциях Европы и США, однако не все из них принадлежат перу мастера. Мастер не подписывал свои картины, поэтому настоящие их названия неизвестны, а те названия, которыми подписаны полотна, взяты из каталогов.
Иероним Босх по праву считается одним из величайших и самых загадочных живописцев истории искусства. Манера и стиль написания картин художника индивидуальна и не похожа на предшественников. Его работы полны пугающих образов, имеют множество толкований. Одни считают, что в своих картинах Босх отражает алхимию, астрологию и чёрную магию. Другие видят в них голландские пословицы и поговорки. Третьи полагают, что полотна Босха — наследие сюрреализма XV века.[1] Существуют, однако, и те, кто видят в его искусстве религиозную ересь, а также считают, что сам Босх являлся членом секты и изображал в своих картинах ритуалы секты.[2] Однако это трактование опроверг в 1605 году испанский исследователь и библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса.
Фрагменты триптиха «Искушение святого Антония»
Сигуенса писал о творчестве Босха следующее:
“Se mai ci fossero delle assurdità, sono le nostre, non le sue…sono satire dipinte sul peccato e il delirio dell’uomo”
“Если есть нелепости, то они наши, а не его…это нарисованная сатира, на грех человеческий и бред ”
“Altri provano a dipingere l’uomo per come è fuori, mentre solo lui ebbe l’audacia di dipingerlo per come è dentro”.
«Другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».[3]
Изображённые демоны и монстры на картинах Иеронима Босса невероятно точно отражают, то, что фигурально находится именно “внутри человека” в его памяти. Согласно учению академика Григория Семёновича Попова, память человека состоит из нескольких частей или блоков, один из которых называется прототипологическим — и представить его мы можем как пирамиду, поделённую на 5 уровней. На самом нижнем уровне прототипологической пирамиды обитают самые абсурдные, смешные и глупые прототипы, о наличие которых мы можем судить по тем нелепым поступкам, которые совершает человек, сам не зная причины их свершения.[2] И если вы посмотрите на картины Босха, то как раз и сможете увидеть тех самых абсурдных персонажей человеческого бытия: птицы на коньках, уши с ножами, простреленные фехтовальщики и птицы, пожирающие людей. Отображая глубины человеческой памяти, обнажая содержимое её среды, картины художника никого не оставляют равнодушными, вызывая интерес к неповторимым плодам творчества как среди художников и искусствоведов, так и простого зрителя.
Таким образом, Иероним Босх — первый человек, который изобразил нижний уровень прототипологического блока памяти человека.
_________________
1.Вольтер Боинг. Между Адом и Раем. / пер. с анг. П. Боборыкина, науч. ред. Т. Володина–Германия: Арт-Родник, 2001. с.96 ISBN 5-88896-058-6
2.Wilhelm Fraenger: Hieronymus Bosch. Das Tausendjährige Reich. Grundzüge einer Auslegung, Coburg, 1947
3.Historia de la Orden de San Jerónimo, 1605; citato in AA.VV., Il libro dell’arte, traduzione di Martina Dominici, Gribaudo, 2018, p. 138. ISBN 9788858018330
Автор: Дарья Чемякина