И гремит его имя, ибо в веках славен он своими делами!
Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, выходец эпохи Просвещения и Романтизма.
Всемирно известный Иммануил Кант.
Один из самых дискутируемых учёных, настоящий знаток тайн мира Невидимого, не родился великим, но стал таковым. Судьба его не проста и безоблачна: это был человек, не окончивший учебу в Кенигсбергском университете из-за смерти отца, впоследствии ему 10 лет пришлось проработать домашним учителем, чтобы прокормить семью. Кант, защитивший диссертацию в 31 год, получил степень доктора философии, затем преподавал 40 лет в университете. Философ при этом не получал денежного вознаграждения за должность приват-доцента и поэтому продавал книги из собственной библиотеки для удовлетворения самых насущных потребностей, называя это период «временем самого большого удовлетворения в своей жизни». Кант, известный своей пунктуальностью и дисциплинированностью, стал иконой философии. Недаром его сегодня называют «человеком небольшого роста и светлейшего ума, поставивший на колени Европу».
Еще в 1799 г. Кант распорядился относительно собственных похорон. Он просил, чтобы они состоялись на третий день после кончины и были по возможности скромными: пусть присутствуют только близкие и друзья, а тело предадут земле на обычном кладбище. Получилось иначе: с мыслителем прощался весь город. Доступ к покойному продолжался шестнадцать дней, гроб несли 24 студента, за гробом шёл строем весь офицерский корпус гарнизона и тысячи сограждан. Похоронили Канта в профессорском склепе, примыкавшем к кафедральному собору Кенигсберга.
Занимающий почётное место в Большой пятерке философов, И.Кант требует особого внимания. И даже если порой утверждается, что деятельность И.Канта можно сравнить с любым философом, даже с группой философов, всё же его величие по-прежнему недостижимо.
Германия не одно столетие была буквально пропитана идеями И.Канта. Он сложен, его язык достаточно непрост, однако, это не мешает трудам философа и сегодня трогать невидимые струны каждого ищущего сердца.
Кант предложил трансцедентную философию, противопоставив ее английской школе, в частности, учению Давида Юма.
Так, в «Критике чистого разума» И.Кант говорит о том, что не бывает возможного без необходимого (пример реализации данного принципа из жизни: невозможно стать адвокатом, не получив свидетельства, перед этим не сдав квалификационный экзамен).
Также философ определяет стадии познания:
- раскрытие объекта;
- доработка разумом;
- попытка выбора трансцендента до точки предела.
Одной из отличительных особенность положений критики Канта выступает следующее: объект раскрывает нам свои свойства, а не мы изучаем объект. Разум может логически дорабатывать раскрытие объекта, однако всегда существует точка предела раскрытия. Познать объект полностью будет означать исчезновение объекта, поэтому всегда существует критическая точка непознанного. Непознанное называется трансцендент.
Далее И.Кант первым даёт понятие «уровня подготовки», который определяет степень познания объекта. Непознанное всегда остается в силу уровня подготовки. Выход за пределы критической точки предела познания зависит от уровня подготовки. Уровень подготовки изменяет уровень раскрытия и смещает точку предела. Поэтому всегда существует уровень, который можно постигать.
Для смещения точки предела необходима трансцендентная логика и трансцендентные механизмы. Все существует целым, а мы видим лишь части, но все продолжает существовать целым. Наш ум существует в двух формах – в пространстве и во времени. Материи предшествует чистая интуиция как дар ума. Качественным познанием является то, в котором заключен союз рассудка и интуиции. Фундаментальные знания и уровень подготовки определяют качество рассудка и интуиции.
Так что же изучал И.Кант, называя это загадочно «трансцендент»? Если отвечать психологическими категориями, то одним из предметов исследования Канат выступает сознание человека. Высшая форма сознания, как известно, имеет силовой компонент, геометрическую составляющую, управляющую составляющую, субстанциальную составляющую.
И.Кант задолго до З.Фрейда стал создателем психологии – школы, отличной от школы Д.Юма. Также, по мнению И.Канта, психику можно рассмотреть только одним способом: как сумму психических явлений.
Более того, И.Кант дал понятие науки – это решётка из 12 ячеек (3х4), построенная суждениями и категориями.
«Критика практического разума» И.Канта содержит, как минимум, одну главную концепцию: внутренний нравственный закон, как основа достижения любой цели; именно этот внутренний закон и формирует человека. Впрочем, И.Кант не даёт рецептов, но показывает методы достижения результата.
Разум есть чистый, не обладающий опытом, у него есть предел познания, он может понять, но не может действовать. Разум практический действует, он обладает опытом, и это беда.
Как не оказаться в беде? И.Кант говорит, что человек сам для себя трансцедент. Не разобравшись в себе, он не разберется с миром, с Богом. Поэтому самый лучший инструмент – познание себя и по аналогии познание мира. Познание себя есть не что иное, как познание собственной памяти, которая определяет внешний мир посредством сознания.
Познание возможно при условии свободы выбора, в том числе судьбы, инструментов. Каждый волен сформировать внутренний нравственный закон, в том числе, при условии долга как основы жизни человека. Долг проистекает из совести, которая есть судья человеческого духа. Действие на основании долга есть самая короткая дорога к цели, а самая длинная – прямой путь, потому что человек находится в величайших заблуждениях.
Долг есть и законодательство разума, обеспечивающее принципами его работу.
И.Кант дает методику формирования внутреннего нравственного закона на основании следующих принципов: любую догму, любое действие умножай на всех; относись ко всем как к цели, а не как к средству (не используй людей); живи по справедливости, она единственный измеритель. Этика И.Канта – это этика результатов. Любое учение предполагает бесконечность, результат же прекращает учение.
Свобода выбора и справедливость – основа жизни человека.
И.Кант первым из философов дал формулу достижения цели: долг реализует цель, а не цель реализует долг. Именно поэтому человек, формируя внутренний нравственный закон, может познать себя и по аналогии трансцендент. Свободе всегда предшествует долг. Люди, однако же, борются за право быть свободными, но не за свободу. Как таковая «свобода» как категория никому не нужна.
И.Кант дает понятие свободной воли, что выражено следующим способом: ты должен, значит, ты можешь.
Счастье, по И.Канту, — это очень просто: оно возможно только в состоянии бога. Живи как бог и будешь счастлив.
***
Удовлетворите любовь и голод, и вы увидите счастливого человека. При условии, конечно, что человек наш уверен в завтрашнем дне. Все утопии всех времён базируются на этом простейшем соображении. Освободите человека от забот о хлебе насущном и о завтрашнем дне, и он станет истинно свободен и счастлив.
АБСтругацкие «Хищные вещи века»