«Каждый думает что он не каждый…»
Очерк посвящен размышлениям практикующего юриста, человека, который в силу своей профессиональной деятельности постоянно сталкивается с государством, в наиболее широком смысле этого слова, в виде разного рода его проявлений (государственных органов, чиновников, законов, правил, порядков, правоохранительной системой и тд. и тп.) и людьми, которые сами не умеют или не знают, как с этим государством взаимодействовать, в связи с чем и обращаются к специалисту, имеющему соответствующую квалификацию.
Данная статья не будет содержать в себе сложных правовых определений и не претендует на истину в последней инстанции, а является лишь неким наблюдением и размышлением автора.
В виду наличия необходимости взаимодействия с тем или иным проявлением государства человек, гражданин той или иной страны, очень часто испытывает чувство некоторой несправедливости, о чем очень часто высказывается именно адвокату, человеку, который выступает неким посредником между ним и государством. Слыша от людей нарекания и видя то количество норм, правил и актов нередко сам для себя задаешься вопросом: кто же все-таки для кого? Государство для человека или он для него?
Джон Фитцджеральд Кеннеди, 35-й президент США, которого так любила его страна и который при этом умер не своей смертью, преждевременно покинувший пост президента (по понятной причине), когда-то сказал: «Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас, спрашивайте, что вы можете сделать для своей страны». Но это слова государственного чиновника высшего ранга, а не рядового гражданина жителя США.
До недавнего времени на карте мира существовала такая страна как СССР, большинство из рабочих лозунгов которой сводилось к возвеличиванию именно страны в целом, воспевание подвигов конкретных людей, военных или гражданских, использовались для того что бы подстегнуть иных к совершению подобного подвига именно во имя Государства.
Что интересно, поднятый вопрос не мог бы даже возникнуть, по сути, как таковой ещё каких-то 100 лет назад, учитывая, что само понятие прав человека в систематизированном и глобальном понимании данного определения возникло лишь в 1948 году с принятием всеобщей декларации прав человека. До этого момента никаких прав человека в современном их понимании не существовало, согласно классической истории существовало право сильных, а по сути: «Кто сильнее тот и прав».
Сегодня читая основные законы большинства стран мира сталкиваешься с тем, что они декларируют именно превалирующее право человека на свободу которая ограничивается лишь несколькими обязанностями (платить налоги, служить в армии, исполнять законы…), т.е. формально можно сделать вывод о том, что современное устройство большинства государств мира декларируют следующее: именно человек, его жизнь, здоровье, свобода выбора является наивысшей ценностью для государства т.е. именно отдельно взятый человек является «главным» в государстве. Однако, обыватель, сталкиваясь на практике с государственной машиной и ее правилами, не всегда гласными, начинает сомневаться в том, что написанное в Конституции действительно отвечает действительности.
Согласно научной дисциплине «Теории государства и права», преподаваемой в ВУЗах юристам, люди на определенном отрезке своей истории начали договариваться между собой и организовали государство (заключили общественный договор), структуру которая обладала властью и монополией на силу в отношении этих же людей для выполнения некоего свода законов, по сути правил проживания на данной территории.
Понять саму суть государства и относительности установленных им правил наиболее ярко можно, обратив внимание на квалификацию уголовных деяний, то есть, что является преступлением как таковым. С момента своего создания государство устанавливает уголовную ответственность за совершение преступлений. Например, в СССР преступлением считалось занятие спекуляцией, т.е. купить подешевле продать по дороже, в современных странах постсоветского пространства это называется Бизнесом и не несет ответственности. До недавнего времени люди с темным цветом кожи в США людьми не считались, а считались товаром, соответственно хозяин вещи волен был распоряжаться ими исходя из собственной воли вплоть до лишения жизни без каких либо последствий со стороны закона.
Исходя из приведенных примеров видно, что правила жизни чуть ли не на большей части суши всей планеты поменялись в течении последних одного двух поколений людей довольно кардинально, при этом те люди, которые понесли или не понесли ответственность за содеянное во время действия закона так и остались правыми или не правыми после отмены, введения того или иного закона.
В средние века существовали сословия, наделенные правом власти по праву рождения и для них либо не существовало писанного права как такового либо оно было выписано отдельно «эксклюзивно» для них, для всех остальных было иное право (читай нормы, правила, порядки) и во всех случаях право первых было значительно шире всех остальных. Да, несомненно, если копнуть немного глубже описанного, то мы увидим что люди обладающими правом по праву рождения чаще всего кроме права получали и ряд обязанностей, обусловленных, прежде всего, некими знанием, как сегодня бы сказали образованием, которое накладывало и обязанности.
Наиболее распространенной формой государственного устройства на сегодняшний момент времени является демократия, т.е. власть большинства через представительные, выборные органы, однако и при этой форме устройства (которую Николо Макиавелли поставил чуть ли не в конец списка эффективных форм правления) граждане государства систематически укоряют не справедливостью и давлении государства над человеком.
Хотя и сегодня в научном сообществе существуют разные мнения по вопросу, что же всё-таки первично — право или государство -, автор придерживается мнения что первична сила, которая создает государство, а уже после этого возникает право в современном его понимании.
Т.е., по субъективному мнению автора, первична всё-таки сила, которая устанавливает определенные правила, а все остальные вынуждены этим правилам подчиняться ввиду наличия силы как таковой.
Не зря прототипом профессии адвоката является турнирное рыцарство, т.е. обращение человека к другому человеку с просьбой сразиться за него (читай его права), ранее с другим человеком, а сегодня с государством.
Несомненно, изложенное является лишь размышлением автора на тему в аспекте некоторых исторических событий, связанных с правом как таковым: в частности, современный вид и устройство некоторых государств Европы, таких как Дания, Швеция, Швейцария ориентированы именно на гражданина и удовлетворение, прежде всего, его потребностей, создание условий для жизни и отношении к каждому гражданину как к доминирующему индивидууму, однако и они создавая условия выдвигают, определенные, достаточно высокие требования к гражданину, а также это, скорее, исключение из правил современного мира.
Автор: адвокат Максим Шевченко