ЗНАЧИМОСТЬ ТРУДОВ ФИЛОСОФОВ В КРИМИНОЛОГИИ

При проведении исследования в области криминологии применяются ряд классических методов. Но можно ли предположить, что применение знаний философии может помочь человеку ученому или человеку исключительно практикующему разобраться в предмете исследования криминологии?

Философия сегодня воспринимается большинством как наука исключительно теоретическая, написанная языком сложным, понять который не каждому под силу, а уж тем более использовать знания философии в области практического применения в криминологии, которая также грешит сегодня некоторой теоретизацией.

Исходя из самой структуры криминологии как науки, которая складывается из трех этажей – «философствовании» о преступлении и наказании, антропологического направления в криминологии, социологии криминологии — первый ее этап действительно был теоретическим, заложившим основу, однако в дальнейшем криминология перешла в  стадию практическую.

Применима ли философия, а особенно работы её мэтров, в криминологии и если да, то в каком виде?

Попробуем разобраться в этом вопросе на примере одного из основоположников философии нового времени Джона Локка.

Джон Локк

 

Одной из основных мыслей, которые высказывал в своих трудах Джон Локк было то, что любой человек подлежит воспитанию, и именно оно, а не некие врожденные качества человека, является основным. Локк говорил, что для достижения необходимого эффекта человек должен быть помещен в определенные условия, которые позволят его воспитать. Человек, являясь чистым листом, подвержен воспитанию другими людьми.

Несомненно, труды такого известного философа как Локк во времена их написания да и в дальнейшем после его смерти получили значительное распространение и популярность в обществе, и если сегодня мы воспринимаем сказанное им как некую данность, каждый из нас ведь ходил в школу и слышал от своих родителей что-то вроде: «Сейчас мы займемся твоим воспитанием», то ранее эти подходы были новыми. Соответственно люди, познакомившись с трудами Локка и увидев описанную в них эффективную модель, несомненно начали применять ее на практике, т.е. начали воспитывать людей необходимых с необходимыми навыками, в том числе и в области криминальной.

Яркими приверженцами философии Локка в части воспитания человека были такие общественно – политические деятели «раннего» СССР как товарищи Троцкий и Бухарин. Развития их идеи в полной мере так и не получили, что и хорошо, поскольку нет ничего в этом мире, что нельзя было бы свести до полного абсурда, но предположить, к чему это могло привести, можно, почитав статьи вышеупомянутых товарищей, и тогда они точно подпадали бы под область исследования криминологии.

Философия вообще является основоположной для человека, благодаря ей, или из-за нее, если хотите, человек с легкостью обосновывает, прежде всего для себя самого, свои действия.

Зная превалирующую философию сегодняшнего дня, понимая заложенные в ней механизмы, криминолог имеет возможность на что – то опереться при начале исследования массовых уголовных явлений в обществе. Либо наоборот, при проведении исследования таких организаций как Мафия, Ндрангета и Каморра обратить внимание прежде всего на философию, которая была превалирующей в момент времени возникновения этих организаций, для исследования почвы которая послужила основанием для «произростания» ростков этих организаций. Но тут как раз можно попасть в ловушку, поскольку преступные организации, будучи малочисленными в момент создания, могли руководствоваться иной, отличной от массовой философией.

В любом случае при исследовании среды преступности, причин ее возникновения и отдельных личностей в преступном мире специалист-криминолог вынужден обращать внимание на философию, которая либо может породить преступника как такового, либо какой философией руководствовался сам преступник (общность).

Для выполнения поставленных задач криминолог вынужден знать основные направления и труды философов для возможного применения их в своей непосредственной деятельности.

Автор: адвокат Максим Шевченко