Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может.
Публилий Сир
Ещё не так давно, в недалёком прошлом, у разного рода сословий были совсем другие ценности, а честь была синонимом дворянства. Сейчас – время изменилось, дворянство, как таковое, ретрансформировалось в более современную категорию, а честь… осталась ли? Или канула в лету?
Когда мы слышим слово «честь», невольно в голове возникает образ рыцаря, а воздух сразу наполняется блаженным ароматом благородства, достоинства и справедливости. Увы, в обществе XXI в. эти категории всё более становятся чужды населению, и только женщинам они остаются хоть сколько-нибудь по нраву, ибо какая леди не захочет, чтобы её мужчина был настоящим рыцарем?!
Согласно истории, людьми чести называют тех немногих людей в Испании, на юге Италии и вообще на территории бывшей Испанской империи, к которым относятся с особым уважением. Именно так наше историко-литературное общество относится и к своему почётному члену, академику, настоящему человек чести – Мальцеву Олегу Викторовичу, который начал писать книгу «Почему мужчина должен быть рыцарем», приоткрывая всем нам завесу тайны над могуществом европейского рыцарства, чтобы появилось понимание того, почему эти люди всегда были могущественными, и что наших современных мужчин отделяет от их предков.
Сертификат Мастера Чести Мальцева О. В.
Жизнь бросает множество вызовов, которые становятся испытанием не только для мужчин, но и для их окружения, семей, коллег, подчинённых. И хоть тема нетипичная в современном мире, однако она не утратила ни своей остроты, ни актуальности.
Когда автор задумывал эту книгу, он вкладывал в неё несколько требований. Он не ставил перед собой задачу познакомить человека с рыцарским каноном (об этом любой интересующийся может узнать из европейской литературы). Автор описал в книге не то, что можно найти в интернете; то, что знают и слышали все. А то, что НИКТО не знает и никогда не слышал.
Как говорит сам академик:
«Мне хотелось, чтобы книга открывала вам дверь в мир европейского рыцарства, в мир эффективности. Не в мир ритуалов, нарядов, почестей, а именно в мир эффективности. Вот какую задачу я себе ставил при написании.»
Нашему историко-литературному обществу посчастливилось стать одними из первых, кто ознакомился с уже готовым материалом по книге (несмотря на то, что она ещё находится на стадии написания), и поэтому мы можем с точностью утверждать, что каждая глава этого труда не просто открытая дверь в мир европейского рыцарства, она носит в себе прикладной характер, а именно, описывает тот самый эффективный подход для решения любых задач: начиная от того, как заработать деньги, и заканчивая тем, как устроить свою личную жизнь. Безусловно, вы можете использовать ваш собственный подход, которым вы пользуетесь сегодня, но можете применить тот, который описан в книге, и сравнить полученные результаты между собой.
Уверяем вас, вы будете приятно удивлены, но и огорчены одновременно.
Почему огорчены? – вы поймёте сами, когда сравните на практике оба подхода.
По сути своей, «Почему мужчина должен быть рыцарем» — это учебник по реализации задач. С его помощью вы получите объяснения, как добиться того, чего вы хотите.
«Мне всегда хотелось, поскольку я прикладник, чтобы люди получили в свои руки науку реализации задач, науку, которая полезна для человека.»
(Мальцев О. В.)
Первая глава книги, которая и открывает всем нам глаза на то, кто такие люди чести, одновременно и очень серьезная, и очень смешная, ибо невежество всегда смешно для людей, а знания заставляют человека задуматься. Для Олега Мальцева всё начиналось с вопросов, которые были ему адресованы: «Что такое человек чести? Почему его так называют?»
Вопросы очень интересные, но, зная ответ, сначала выясним, что другие люди думают об этом. Может то, что вкладывает в это понятие автор книги и то, что подразумевается в исторической науке и других источниках и документах не соответствует друг другу. Тогда в одной книге по сицилийскому фехтованию мы нашли их ответ на этот вопрос.
Там дословно сказано, что на Сицилии были люди чести и это были деревенские крестьяне, низшие слои общества, при этом виртуозно обращающиеся с клинком, всегда готовые постоять за свою честь.
От людей же были получены ответы, что это те люди, которые сначала были хорошими, а после стали плохими, и теперь составляют основной корпус организованной преступности юга Италии, где-то прячутся в Испании и не сильно видны общественности. Другие говорили, что это особая форма уважения к мастеру фехтования на клинках в испанском эквиваленте.
Как вы видите, можно запутаться в изобилии определений на эту тему, ибо каждый вкладывает в это понятие что-то своё. В таком случае, давайте рассмотрим этот вопрос с человеческой и научной точек зрения.
В русском и испанском языках есть слово «честность». Слова «честь» и «честность» имеют один и тот же корень.
Честный человек — тот, кто говорит правду и не совершает поступков, противоречащих правде, т.е., несправедливых.
Если мы обратимся к известному трактату отца-основателя испанской дестрезы Иеронимо Санчеса де Каранза «Философия оружия и мастерство владения им. Христианская атака и защита», он говорил, что человек чести отличается от других людей тем, что все те негодяи ненавидят правду. Это и образует главное отличие человека чести от всех остальных. Если человек ненавидит правду, он не может быть человеком чести, ведь это тот, кто живет правдой.
Но правда-то у каждого своя, скажете вы. И вы абсолютно правы. Люди, живущие сегодня, придумывают себе свою правду, это нормальное явление. Бытует даже такое выражение, что «истина одна, а правда у каждого своя». Хотя это не на 100% так.
Если взять слово правда, оно также делится на две части: «прав» и «да».
Правда — это то, что принято в качестве эталона и в чём нет сомнений. Слово это из воздуха не появляется.
Если рассмотреть развитие человечества, вряд ли его на каком-то этапе интересовала правда, мы думаем, что это поздняя категория для Европы. Заметьте, мы не говорим, что это так и для славянского мира.
Правда возникает не потому, что кто-то прав, а кто-то нет, дело не в этом. Слово правда — словесный эквивалент статуса лица. Бывает, говорят, прав человек или не прав. И кто знает, как на самом деле? Вот для того, чтобы появились правые и виноватые нужен судья, а если нет судьи, как тогда выяснить? Мы говорим: «история нас рассудит, что в результате получится – от этого и увидим, кто прав, кто виноват». Так и человечество, оно жило и для него что-то становилось правдой, а что-то ложью.
Приведём пример. Если кто-то говорил, что мамонта ловить надо характерным способом, а его не удавалось словить именно этим способом, — то еды не было и это оказывалось ложью. На определённом этапе человечества отдельные категории формировались, только исходя из результатов.
По сути, когда мы говорим о формировании категорий, мы не можем осмыслить правду, а только увидеть её в результате. Никто не знал, как надо ловить мамонта, чтобы его съесть, поэтому кто-то предлагал идею вырыть яму и загнать его туда каким-то способом, а когда он туда попадет, — забить и съесть. Долгое время копали яму подручными средствами, а когда выкопали — выяснилось, что мамонты вообще ходят в другом месте и загнать их сюда – это пару дней пути. В результате, как бы его не загоняли, он убегает в другую сторону. Это оказалось ложью, съесть животное не удалось и многие люди остались голодными.
По сути своей, правда — это ожившая статусная категория. Есть статус праведника и статус грешника. Изначально, согласно истории человечества, они были физическими категориями, а не абстрактными. Человек не размышлял на тему правды и лжи; что правильно, что неправильно. Правильным было то, что давало результат, а ложным — то, что вело к невозможности поесть, сохранить жизнь и т.д. Те, кто советовал «давайте сделаем так», люди их слушали, шли и делали, как они сказали, но в конце концов половина умирала, что оказывалось для всех оставшихся в живых — ложью.
Так, правда — это ожившая абстрактная категория опыта человечества, существовавшего к определённому промежутку времени. Методом проб и ошибок человек что-то делает, идёт по этому пути и в конце концов приходит к разбитому корыту или же к тому, что задумал. Если он приходит к тому, что задумал, то возникает правда, в противоположном случае – ложь.
Ещё Иеронимо де Каранза в XVI в. писал: «то, что вам выгодно, то вы и называете правдой». Он подходил к этому вопросу так:
«Вы можете фехтовать, как хотите, это ваше личное дело, для вас фехтование — это абстрактная категория, вы фехтуете, как хотите и до момента выполнения долга это не имеет никакого значения, но вы дворянин, который обязан служить королю, вы носите рыцарский статус и приходите в армию с этим фехтованием и гибнете в первом же бою, а воевать нам с кем? Вы понижаете статус Испанской империи, показывая всем, что вы никчёмный и непригодный ни к какой войне».
Как вы видите, на протяжении многих веков люди боролись за право иметь правду в качестве абстрактной категории, потому что так удобно. Несложно догадаться, что людям, которые говорили вырыть яму для мамонта, загнать его туда, разделать и съесть, добротно досталось за то, что они потратили столько чужого времени зря, и когда все они остались голодными, — тогда правда стала реализационной категорией.
Но когда мы говорим «люди чести» – речь идёт о людях, для которых правда не абстрактная категория, а реализационная и оценочная, она возникает у них после завершенного дела. Люди чести делают, а не размышляют на эту тему… И слово чести должно быть твёрдым!
Честь не дано сто раз приобретать.
Она — одна. И после пораженья
Её нельзя, как кофту, залатать
Или снести в химчистку в воскресенье!
Эдуард Асадов
Продолжение следует…