Научно-фантастическое наследие Аркадия и Бориса Стругацких

«Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты» (А.П. Чехов)

«Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слова, ни многосторонней шири понимания; Гёте и Шекспир равняются целому университету. Чтением человек переживает века» (А.И. Герцен)

 

Современный человек, живущий в эпоху стремительно-развивающихся технологий и всеобщей глобализации, как не прискорбно, читает крайне мало, в особенности достойной литературы. Нельзя сказать, что наш современник совсем не читает, однако, это не идет ни в какое сравнение с еще не такими далекими временами, когда Интернет еще не был придуман, и люди общались со своими любимыми авторами и героями преимущественно посредством книг в твердых мягких переплетах.

Сегодня мы читаем куда меньше, нежели наши предшественники, даже не смотря на то, что имеем завидную возможность получить практически любую информацию и литературу не выходя из дома. В то время, как в Советском Союзе, в эпоху информационного голода — читали много, и в особенности, много и с упоением читали научную фантастику.

Научная фантастика в те годы была одним из наиболее популярных жанров, и по сей день не теряет своей актуальности. Мы не могли обойти эту тему стороной, и решили отдать дань уважения памяти двух выдающихся писателей-фантастов братьев Стругацких.

Аркадий Натанович и Борис Натанович Стругацкие — советские и российские писатели, посвятившие свой жизненный путь и свое творчество научной и социальной фантастике, оставили после себя колоссальное литературное наследие и внесли огромный вклад в развитие мировой культуры.

Литературное достояние Стругацких насчитывает около 67 произведений, изданных в более чем 33 странах Мира и переведенных на 42 иностранных языка. Каждое произведение Стругацких это целый Мир и заслуживает отдельного рассмотрения. Не представляется возможным выделить более сильные труды, поэтому здесь мы ограничимся лишь простым перечислением ряда произведений: Пикник на обочине (1972), Улитка на склоне (1965), Второе нашествие марсиан (1968), Гадкие Лебеди (1967), Отягощенные злом или 40 лет спустя (1988), За миллиард лет до конца света (1977), Град Обреченный (1972), Сказка о Тройке (1968), Жук в Муравейнике (1980), Волны гасят ветер (1986) и др.

Научно-фантастические произведения Братьев Стругацких никого не оставляют равнодушными. На их творчестве выросло ни одно поколение, время течет, а они не теряют своей популярности. Пожалуй нет больше в Мире других писателей-фантастов, чьи романы и повести получили бы такую широкую экранизацию в кинематографе и вызвали такой резонанс в мире литературы, кино и др. видах искусства. Современные авторы волей неволей, а нет нет, да обращаются к произведениям Стругацких в поисках прототипов и вдохновения.

 

«Почему мы посвятили себя фантастике? Это, вероятно, дело сугубо личное, корнями своими уходящее в такие факторы, как детские и юношеские литературные пристрастия, условия воспитания и обучения, темперамент, наконец. Хотя и тогда еще, когда писали мы фантастику приключенческую и традиционно-научную, смутно виделось нам в фантастическом литературном методе что-то мощное, очень глубокое и важное, исполненное грандиозных возможностей. Оно определилось для нас достаточно явственно несколько позже, когда мы поднабрались опыта и овладели ремеслом: фантастическому методу имманентно присуще социально-философское начало, то самое, без которого немыслима высокая литература» (А.Н. Стругацкий, «Комментарии к пройденному»).

Надо сказать, что научная фантастика — достаточно непростой жанр, как с литературной точки зрения, так и с точки зрения его становления в советское время. Научно-фантастические произведения в то время подвергались жесткой цензуре и редактуре. И Братьям Стругацким приходилось порой писать свои произведения, что называется «в стол», без всякой надежды на то, что их труд когда-либо будет опубликован:

 

«Хромая судьба» — второй (и последний) наш роман, который мы совершенно сознательно писали «в стол», понимая, что у него нет никакой издательской перспективы. Журнальный вариант его появился только в 1986 году в ленинградской «Неве» — это было (для нас) первое чудо разгорающейся Перестройки, знак Больших Перемен и примета Нового времени» (Б.Н. Стругацкий «Комментарии к пройденному»).

 

Не смотря на все возникающие жизненные трудности и препятствия, усугубляемые тяготами того непростого времени, Аркадий и Борис Стругацкие неустанно работали над созданием новых произведений. Писали о будущем, отражая при этом окружающую действительность, черпая вдохновение из реальной жизни. Интересен тот факт, что многие фантастические явления, изобретения и открытия, о которых тогда писали Стругацкие в своих работах — сбылись, то есть, воплотились в жизнь в будущем — теперь уже нашем настоящем.

«Я вовсе не собираюсь утверждать, что среди читателей научной фантастики найдется больше 1 % людей, способных стать пророками, заслуживающими доверия; но я действительно считаю, что среди таких пророков почти 100 % окажутся либо читателями научной фантастики, либо писателями-фантастами» (Артур Кларк).

Надо сказать, что жанру научной фантастики вообще присущ удивительный феномен открытия изобретений, видения будущих событий и т.п. Но, как говорил советский писатель К.А. Федин: «Научная фантастика, в конце концов, есть смелое задание науке и технике».

Аркадий и Борис Стругацкий во многом опередили свое время, и заложили в своих работах плодотворную почву глубокой жизненной философии, культуры и нравственности, из которой при должном внимании и обращении могут произрасти множество новых полезных плодов.

 

«… нам нравилось писать о людях и о человеческих судьбах, о приключениях человеков в Природе и Обществе. Кроме того, мы были уверены, что уже сегодня, сейчас, здесь, вокруг нас живут и трудятся люди, способные заполнить собой Светлый, Чистый, Интересный Мир, в котором не будет (или почти не будет) никаких «свинцовых мерзостей жизни» («Комментарии к пройденному»).

Автор: Наталья Антонова