Прикладной аспект Истории

Существует масса версий истории и множество людей в мире говорят о ней. Написаны тома книг и у каждого человека, сталкивающегося с историей, возникает свое восприятие. И от того, как он ее воспринимает, вероятно, что-то зависит в его жизни, раз мы все так часто на неё ссылаемся.

Одни считают, что каждую секунду наступает будущее, а другие считают эту же секунду прошлым, навсегда запечатлевшимся в истории.

Но как, вообще, мы понимаем историю — что это такое? Допустим, это прошлое – а что конкретно? Даты, цифры, факты, исторические личности? Хронологическая линейка событий?

Учитывая, что хронология предполагает некую логику событий, соответственно, эту логику можно либо проверить некими измерителями, либо изучить мнение авторитетного человека и сделать соответствующие выводы.

Так есть ли какой-нибудь измеритель, который можно применить к истории?

Например, наш разум видит определённую дистанцию, «назад» и «вперед». То есть, прошлое и будущее. Ему важно, чтоб одни события происходили из других событий и имели некую логическую основу.

При этом, прошлого разум не видит – а только представляет. Если будущее он еще как-то может видеть, ну например, что-то физическое, то прошлое он дорисовывает. Получается, своего рода, горизонтальный диапазон и скорость, с которой вы двигаетесь. Это легко представить, когда вы едете на автомобиле. Дорога впереди вас видна предельно четко, при этом та часть, которую вы проехали, осталась только в памяти. И можно себе представить, как это было, но не видеть в настоящем времени.

Также существует такое понятие, как вертикальный диапазон. Его отличительной особенностью является отсутствие скорости. Нет никакого из точки А в точку Б. Соответственно, все происходит в настоящем времени, здесь и сейчас, только нами не осознается, и от этого сразу меняются свойства. Таким образом, времени для нас не существует.

А теперь представьте себе, что вы прожили какую-то часть своей жизни – считается ли это историей? Для 90% людей история начинается с момента, когда они ничего не помнят. Потому что то, чего человек не видел собственными глазами, он не считает историей, а только то, что не помнит. То, что ему рассказывали дедушка, бабушка, мама с папой, и то, что он прочитал в книжках – вот что он считает историей.

И существует некая призма, сквозь которую мы воспринимаем историю горизонтально – это человеческий разум. В качестве измерителя рассмотрим модель разума человека, устройство которого впервые смог описать и объяснить учёный Олег Викторович Мальцев, и применим к нашему восприятию истории.

Разум – это некий равновесный «орган» человека, который уравновешивает жизнь и деятельность человека. Его можно сравнить с бортовым компьютером автомобиля, который регулирует и уравновешивает его действия.

 

 

Таким образом – разум человека состоит из:
— духа;
— ролевого барабана с 8-мью эстафетными ролями, которые человек использует в автоматическом режиме;
— реактивно — эстафетного хранилища, включающего в себя весь прошлый опыт, на который человек опирается при решении задач;
— физического тела;
А так же имеет две функции: оценочную и оправдательную.

Так вот, история имеет совершенно точную копию разума человека. То есть, так же как у человеческого тела есть расстояние — жизнь и смерть. Так же и у истории существует некая хронология событий – начало события и конец события.

Ролевой барабан – это исторические личности, и события с ними связанные на реактивно — эстафетном хранилище. В истории существуют оценки этих явлений и личностей и оправдание этих явлений и личностей. Так называемая, четырех — тактовая схема истории. То есть, это некие дистанции, периоды, личности с которыми связаны эти периоды, и события, которые связаны с личностями и периодами.

Таким образом, существует прикладной аспект истории. Потому что все разговоры людей об истории, сводятся к оценке и оправданию личностей, событий и дистанций. И делают они всего две вещи – оценивают или оправдывают.

И проблематика в том, что наш разум воспринимает историю в том виде, в котором она есть сегодня –  в горизонтальном. То есть, Реальность вместо Действительности. Именно поэтому разные люди по-разному воспринимают историю. И все споры ограничиваются только выяснениями относительно: был тот или иной период или не был; был в истории такой человек или не был; были такие события или не было таких событий; хороший этот человек или плохой; хорошие эти события или плохие; хороший этот период был или плохой…

И когда мы смотрим только со своей точки зрения на какого-то человека, «нашего» – мы его оправдываем. А когда он «чужой»  — мы его оцениваем. То есть, оценка и оправдание проистекают из конусного восприятия и диапазона восприятия на том уровне, на котором человек способен воспринимать и от этого может возникнуть ложное представление.

Но как человек отличает истину от лжи? Прежде всего, истина отвечает четырем критериям:
— работает всегда;
— многоприменима;
— несет благо;
— доказуема.

Например, согласно истории был великий русский правитель и полководец Александр Невский.
Насколько многофункционален? Абсолютно. Насколько результативен? Сто из ста. Причислен к лику святых православной церковью, благо во плоти и доказывать ничего не надо. Несет ли благо? Да он что за меч не возьмется, так обязательно победа. Какой бы город в управлении ни был — абсолютный порядок. А ему тогда был всего двадцать один год.
А вот если рассмотреть с точки зрения вертикального диапазона, а не только горизонтального?
Ведь, если были завоевания с его стороны – то были и пострадавшие, например, шведы и немцы. Для них тогда он какой?

Таким образом, помимо того, что мы воспринимаем историю только своим разумом, то есть горизонтально, мы еще имеем некий угол зрения, то есть конусный, и видим только одну сторону – свою. Поэтому и получается история такого типа, которая у нас сегодня. Мало того — мы так же поступаем при ежедневном решении задач, то есть, оцениваем и оправдываем людей, события и определенные периоды с позиции «свой — чужой». А такая точка зрения, к сожалению, не позволяет видеть весь объем, а только его часть…

Автор: журналист Алина Ростовская