«Неаполитанское фехтование с господствующим названием «Невозможное возможно». А. Маттей 1669 г.
Именно этот трактат Антонио Маттея принято считать первой работой мастера по фехтованию, так как предшествующий ему документ был не о фехтовании.
Книга посвящена владению мечом и кинжалом. Трактат разделен на две части (две беседы). Как и слова из самого названия «Невозможное возможно», так и сам трактат полон необычайных примеров, исторических событий и премудрейший философией, которые предназначались для тех, кто находится на пути становления истинного Маэстро.
Беседа 1.
Маттей начинает с самого фехтования. Он делит фехтование на две вещи: на науку и навык, переходящий в привычку. Маттей, как истинный венецианец говорит, что фехтование — это наука и она состоит из букв, слов и предложений. Он говорит, что научный метод фехтования всегда заканчивается демонстрацией, то есть подтверждением научных выводов, а вырабатывание правильных навыков и привычек — это отдельная наука. Он очень категоричен. Рассмотреть хотя бы его высказывание о том, что математика — королева наук и фехтовальщику, который не знает математики — нечего делать в фехтовании. Когда мы начинаем изучать математику фехтования, то первое, с чего мы начинаем — это прямой выпад. Прямой выпад — это не единственный технический элемент в фехтовании, но это то, с чего все начинается. Это самый быстрый удар, потому что он идет по прямой траектории. У него самая быстрая скорость и самый мощный поражающий эффект.
Маттей говорит, что фехтование — это научная практика. Иначе это не фехтование. Фехтование наводит порядок в жизни человека во всех смыслах. После того, как человек теоретически изучает прямой выпад, становится вопрос стойки, то есть, из какой стойки его наносить. Он говорит, что существует 3 оборонительных стойки:
— Первая оборонительная стойка, когда шпага опущена вниз. Это очень удобная позиция;
— Вторая стойка — шпага направлена по диагонали;
— Третья стойка — шпага направлена прямо в лицо противника.
Это 3 оборонительные стойки для нанесения прямого выпада.
Когда речь идет о работе шпагой и кинжалом, то возникает четвертая стойка. Она называется «половина луны». Кинжал при этом направлен в левый глаз противника. Маттей говорит, что изучать работу с шпагой и кинжалом необходимо начинать с открывающихся движений, а потом идти по определенной программе. Далее он говорит, что есть удар сверху — это второй математический основной удар. На этих двух ударах зиждется неаполитанское фехтование. Все остальные элементы будут взаимодействовать с этими элементами. Например, удар снизу будет противоположен удару сверху и т.д. Все удары будут иметь отношение к этим двум ударам, это, как две оси вращения. И поскольку, это два вращающихся элемента, то например прямой выпад будет иметь две разновидности: с вращающейся кистью и без вращающейся кисти. Когда кисть фиксирована — это сильный, пробивающий удар. Когда идет вращение кисти — это фехтовальный удар, укол.
Далее он завершает предварительный рассказ и переходит к следующей стадии, к главной фигуре, к тому, кто фехтует — это рыцарь. Он говорит, что это очень важный момент.
Рыцарь состоит из 3 частей:
- Мастер. Это то, что вложил в тебя тот, кто тебя учил. В рыцаре всегда есть одна треть от его мастера;
- Работа над собой. То, что сделал сам человек;
- Честность;
Жизнь рыцаря проходит под одним девизом «Невозможное- возможно», иначе это не рыцарь.
Если вы так не думаете, то вы не рыцарь. А если вы не рыцарь, то вы не можете заниматься фехтованием — у вас ничего не получится.
Далее Маттей заостряет внимание на том, что необходимо начинать изучать фехтование, после первых двух рекомендованных ударов: с мечом и кинжалом. Человек изучает, как защищаться от встречного удара двумя видами оружия, а затем нужно идти к следующей важной части неаполитанского фехтования — учиться одновременно парировать и атаковать. Это то, о чем говорил Бласко Флорио в своем трактате «Наука Фехтования» 1844 года: «Мы атакуем и не даем себя атаковать, поэтому у нас атака равна обороне».
Так и здесь, нет отдельно парирования и выпада. Необходимо делать слитное движение с разных положений: парирование и выпад. Далее переходим к работе с двумя мечами. Учимся прилипать к мечу противника и размыкаться с ним; учимся управлять мечем противника, находясь с ним в сцепе. Это очень важно. Учимся использовать сильные и слабые стороны собственного меча и меча противника.
После этого, мы учим 3 вида финтов. Это все рекомендованный пакет.
— Уловки, связанные с прилипанием к мечу противника;
— Финты, когда мы движемся вперед;
— Финты, когда мы движемся назад.
Затем Маттей говорит, что после этого мы изучаем противопоставление шпагов кинжалу. Например, идет выпад — я каким-то способом парирую его кинжалом, у него остается кинжал, а у меня шпага в руках. Шпага длиннее, чем кинжал, соответственно я его пробиваю и побеждаю его. Он пишет, что это гарантия победы. Все выводы из этой ситуации и есть гарантия победы.
После этого изучается работа кистью: удары кистью и работа кистью со шпагой. Это важно, потому что удары кистью быстрее, чем удары другой частью тела. Вам нужно уметь защищаться от таких ударов и использовать их самому.
Затем удары нужно поделить на 4 части:
— Бьющие (например удар кинжалом);
— Удары колющие;
— Удары режущие;
— Удары рубящие.
Каждый вид удара изучается отдельно, при этом, мы учимся наносить их, как с кинжалом, так и со шпагой. Кинжал во время ударов держится и нормандским, и греческим хватом.
Когда закончен этот раздел, изучается раздел атаки в Дестрезе. То есть Неаполитанское фехтование — это Дестреза и никакого другого фехтования у Неаполитанцев быть не может. Здесь строго описывается, как производится атака. Сначала изучаются атаки на замах, то есть, мы бьем, когда на нас замахиваются. Затем изучаются атаки на вынимание руки противника — удар идет тогда, когда противник вынимает руку. Затем изучаются атаки на изменение позиции противника. Далее атаки на потере равновесия, например, когда противник провалился вперед. После этого, атаки на беспомощное состояние противника. Это 21-й блок программы изучения — изучение уловок простолюдинов (всего их 30). Это то, что будут использовать против вас, и мы учимся выходить из этого положения. Мы исключаем неожиданности, изучаем уловки и учимся им противостоять. Этим заканчивается первая беседа.
Беседа 2.
Вторая беседа — это философия и важные дополнения к основному пакету изучения Неаполитанского фехтования. Это повышение квалификации. Здесь Маттей говорит, что после изучения 21 блока программы, вы уже стали хорошим фехтовальщиком неаполитанского стиля испанского фехтования. Но этого не достаточно, чтобы стать мастером. Следующий уровень — это мастерский уровень. Теперь вы должны стать Маэстро!
Первый пункт, с чего начинается мастер, это выяснение для себя: что важнее, перо или меч? Что важнее, наука или фехтование? Если вы решите для себя этот вопрос, то вы никогда не станете мастером, потому что для мастера эти вещи неразделимы. Мастер, который не является ученым, не может быть мастером. Неаполитанский стиль, это наука фехтования и если вы бросите заниматься наукой и будите заниматься только фехтованием, то вы никогда не станете мастером.
Второе, что говорит Маттей — это то, что вы всегда должны почитать нашего Отца- основателя. Неаполитанское фехтование основал Маэстро ди Марти, и это нужно себе «зарубить на носу». Вам не нужно про него ничего особого знать, это было слишком давно, но знать о нем и почитать его вы обязаны. Это два условия для того, чтобы вы смогли стать мастером.
Затем начинается учебная программа мастерского уровня.
Первый вопрос мастерского уровня — это удары после оставления левой ноги. Эти удары очень характерны для Дестрезы, насколько нам известно. То есть, мы меняем стойку, а удар остается с правой стороны. Мы учимся это делать на левую и на правую руку. Затем вставляем левую ногу на вращении, и, например, когда мы делаем шаг назад, затем шаг вперед и наносим удар, впритык к противнику. Это первый вопрос, который разрешается технически, на уровне мастера.
Второй вопрос — теоретический. Почему люди отказались от шпаги и рапиры, и перешли на саблю? Этот вопрос тоже разрешается теоретически. Человек должен это понять. Этот вопрос разрешает разницу между шпагой, рапирой и саблей и то, почему люди сегодня считают более выгодным, фехтование рапирой. Крайне важно для мастера различать эти три вида оружия. Неаполитанская техника будет идентичной, с поправкой на оружие. Суть в том, чтобы научиться учитывать особенности каждого вида оружия.
Следующим этапом мы учимся работать с кинжалом и стилетом, как с мечем и со шпагой, так и без него. Когда у вас в руках стилет, дага, вместе со шпагой или когда шпагу выбили. Особое внимание уделяется стилету. Необходимо научиться работать венецианским стилетом без шпаги. Здесь важно понимать, что меча может вообще не оказаться под рукой. Маттей говорил это, описывая середину XVII века, но вы всегда можете с собой носить либо стилет, либо дагу. Настоящий мастер сможет справиться стилетом и дагой против шпаги и рапиры.
Затем он говорит, что прямые колющие удары в Неаполитанском фехтовании отличаются от классической Дестрезы, потому что у него существуют углы нанесения, за счет кисти. При этом, кисть стоит на одном месте и выгибается, а все тело движется. Это многократно увеличивает скорость. То есть, не нужно вытаскивать руку. Например, я сделал выпад, у меня не получилось и противник начинает атаковать. Я разворачиваю кисть, парирую удар, шпага пролетает мимо, далее я бросаю ноги и просто делаю прямой выпад. Эта техника изучается следующим этапом, который включает в себя техническую и теоретическую части. Маттей говорит, что нужно решить для себя следующее уравнение: чем отличится правда от справедливости. Если для вас одно не является продолжением другого, то вы тоже никогда не станете мастером. Именно это определяет то, когда нужно доставать шпагу. Если мы в прошлом стремились к атаке и обороне в одно действие, то теперь мы стремимся к победе в два технических элемента, а затем к победе в один технический элемент.
Затем следует следующий этап повышения квалификации, на котором мы учимся прогнозировать действия противника, смотря одновременно на его ноги и на его меч. Когда мы этому научились, мы учимся побеждать за счет выпада сверху и его разновидностей. Это вторая основная ось. Мы прогнозируем действия противника и побеждаем его выпадом сверху.
Затем идет следующий раздел, в котором объясняется, как резать и пробивать руки противника.
После этого Маттей объясняет последнюю стадию, на которой необходимо научиться работать с внешними и внутренними ударами противника. Внешние удары — это удары, которые «прилетают» из вне. Внутренние удары — это удары, которые «прилетают» во внутреннем конусе, когда вы находитесь в сцепе с противником и под определенными углами с ним. Это конус двух рук, вытянутых вперед, развернутый подошвой на вас, а конусом от вас. Внешние удары — прямо наоборот: подошва конуса стоит на противнике, а конус направлен на вас. Необходимо научиться работать обоими конусами, управляя ими в рекомендованном пакете.
Когда человек поделил всю технику на два конуса и умеет с ними работать, как в атаке, так и в обороне, учитывая особенности Неаполитанского стиля фехтования, тогда человек становится мастером. Этим заканчивается вторая часть.
Скачать
Данный трактат, по праву можно назвать самым комплексным трудом о программе подготовки мастера, и до Маттея в Италии никто не сделал подобной работы. Именно поэтому Неаполитанская школа фехтования затмила все остальные.
Здесь программа понятна от момента, как человек только пришел в фехтовальный зал до того, как человек стал мастером. Это очень мощный трактат и очень содержательный, хоть и не большой.
Я бы назвала его путеводителем в Дестрезе: Как стать мастером!
Перевод данного трактата подготовлен «Научно-исследовательским Институтом Исследования Мировых Криминальных Исследований Применения Оружия» в 2017 году.
Автор: Главный редактор газеты «Очная ставка» Екатерина Сидорова