Трактаты по Неаполитанскому стилю Испанского фехтования

Начать хотелось бы с того, что Неаполитанское фехтование незаслуженно забыто в наши дни. Это фехтование Сицилии и Неаполя одновременно и мало кто сегодня знает, сколько побед великой Испанской империи принёс именно Неаполитанский стиль Испанского фехтования. «Никто не смог завоевать Неаполитанское фехтование» — именно так писали великие маэстро фехтования в своих бессмертных трактатах, сохранившихся до наших дней спустя несколько веков.

В этой статье мы будем говорить о том, как мы в НИИ «Исследования мировых воинских традиций и криминалистических исследований применения оружия» реставрировали Неаполитанское фехтование, как мы ему учились и какие документы при этом изучали.

Раньше мы исследовали общее фехтование Сицилии, Пулии и Калабрии, и важно было понять, какие знания остались, что сохранилось до наших дней. В ходе исследований, посещений европейских библиотек и архивов, нам удалось выяснить, что кроме Неаполитанского стиля испанского фехтования, не осталось практически ничего. Так мы постепенно начали изучать найденные документы, предварительно переводя каждый из них на русский язык.

Обложки переведённых трактатов по Испанскому, Итальянскому и Неаполитанскому фехтованию

 

Трактатов, с которыми мы работали во время исследования, в той или иной степени включавших в себя описание Неаполитанского фехтования, было не менее 20. Однако нас интересовал сам стиль, а точнее его практическая и тренировочная части, и поэтому мы отобрали из всех трактатов те, которые наиболее характеризовали сам стиль.

Далее поговорим более подробно об исследуемых нами трактатах и приведём некоторые цитаты из них.

 

— Франческо Антонио Маттей «Неаполитанское фехтование с господствующим названием «Невозможное возможно» 1669 г;
— Никола Терракуза и Вентура «Истинное Неаполитанское фехтование» 1725 г;
— Бласко Флорио «Наука фехтования»1844 г.

 

Начнем разговор с самого древнего документа «Невозможное возможно». Был среди найденых трактатов и более ранний документ, но он довольно поверхностно описывал Неаполитанский стиль и поэтому мы не уделили ему такого внимания, как труду Антонио Маттея.

Начнём с самого названия «Невозможное возможно». Это, своего рода, девиз Неаполитанского фехтования, который обозначает автор книги.

Трактат делится на две беседы:
— Беседа 1 — о работе с мечом и работе с кинжалом.
— Беседа 2 — о работе с мечом.

Таким образом, мы видим, что стиль начинается с работы с парным оружием.

Интересно то, что в самом начале книги Маттей доказывает, что фехтование является наукой, а не искусством.

Великие мастера Испанской Дестрезы Луис Пачеко де Нарваэз и Иеронимо Санчес де Каранза писали:

«…известно, что если совершается оплошность в фехтовании, то это не ошибка фехтования, ибо фехтование, как фехтование — совершенно, и является совершенной привычкой».

 

Фото слева-направо. Иеронимо Санчес де Каранза, Луис Пачеко де Нарваэз

 

Возвращаясь к трактату «Невозможное возможно» мы имеем дело с теоретическими и практическими объяснениями работы с мечом и кинжалом. Это беседа теоретически- практическая. В самом начале фехтовальщик должен себя приучить, что оружия может быть два — у него, у противника или у обоих из них.

Сегодня на правой стороне Сицилии люди исключают возможность работы с двумя видами оружия одновременно. Это первая особенность данного трактата, которую мы обозначили.

Вторая особенность — это прыжки во время поединка, которые так любят совершать современные мастера фехтования на Сицилии. Однако Неаполитанское фехтование не допускает каких-либо прыжков, потому что этот манёвр ставит фехтовальщика в крайне неудобное и уязвимое положение. Стопа должна твёрдо стоять на земле и двигаться мягко, но уверенно.

 

«Поднимите конец правой ноги, но не подпрыгивайте. Нога должна двигаться так, как-будто она разрезает землю».

 

Я крайне рекомендовал бы изучить данный трактат сицилийским мастерам, утверждающим, что их школы имеют многовековое наследие предшественников. Такая книга смогла бы стать для них поучительной консультацией.

Еще один уникальный момент, который здесь описывается — это бой с несколькими противниками, которые подходят сзади. Когда вы прочитаете о парности оружия, вы дойдёте до второй беседы, в которой подробно описывается и объясняется, каким образом работать с мечом.

Важно обратить внимание на то, чем заканчивает свой труд Маттей:

«Я прекращаю мою беседу о Неаполитанском фехтовании. Я не считаю, что знаю хорошо его, так как наука бесконечна. Фехтование является научной практикой и это подтверждают бесконечные примеры. Чем больше её изучаешь, тем сложнее совершенствоваться».

 

Когда я читаю этот трактат, мне не верится, что его написал итальянец, потому что я никогда не слышал в Италии подобных слов. Более того, я думаю, что каждый человек, прочитав этот документ приобретёт некую тягу и мотивацию к постижению рыцарского духа.

Рассмотрим ещё одну ёмкую цитату:

«…следует напомнить фехтовальщику, что если он собирается оставаться всегда непобедимым, ему следует практиковаться со всей справедливостью и искренностью, так как я показал в этом трактате».

 

Эта книга вся пронизана рыцарским духом. Здесь описано огромное количество примеров о том, как действовать в разных ситуациях. Сказано, что меч в руках света (знаний) символизирует правосудие. В данном трактате мы получаем две серьёзных консультации по работе с мечом.

Я бы сказал, что эта книга написана не для новичка. Она скорее, для человека, которому необходимо разобраться лишь в некоторых моментах фехтования.

Обложка переведенного трактата «Невозможное возможно» и обложка оригинала на итальянском языке

 

Второй документ, о котором необходимо упомянуть, является не менее интересным и важным в изучении Неаполитанского стиля. Трактат «Истинное Неаполитанское фехтование» написан Николой Терракуза и Вентура в 1725 году, спустя 56 лет после труда Маттея.

Первое, на что я обратил внимание — это приставка «истинное», которую по каким-то причинам не дописывали за пол столетия до этого.

Я бы обозначил этот документ, как очень важный и насыщенный с точки зрения практического объяснения Неаполитанского стиля. Автор называл его записной книгой или справочником.

Сама книга содержит 3 раздела:
— Раздел 1. Работа с мечом;
— Раздел 2. Работа с мечом и кинжалом;
— Раздел 3. Сочетание меча и круглого щита, а также меча и плаща.

Это, своего рода, сборный справочник описывающий рекомендованные элементы Неаполитанского фехтования, а также их применение, и он также весь пронизан духом рыцарства.

 

Обложка переведенного трактата «Истинное Неаполитанское фехтование» и обложка оригинала на итальянском языке

 

Если бы мне поставили задачу изучить Неаполитанский стиль Испанского фехтования, то я бы действовал так:

  1. Изучить Испанское фехтование, например трактат «Величие меча» Луиса Пачеко де Нарваэса. Затем попрактиковаться в нём.
  2. Изучить книгу «Истинное Неаполитанское фехтование» Никола Терракуза и Вентура. Это справочник с техническими элементами, которые описаны достаточно доступно и понятно. По этой книге, практически каждый фехтовальщик сможет правильно отрабатывать описанные элементы. Однако эта книга предназначена для человека, уже разбирающегося в фехтовании, и включает в себя рекомендованный тактический пакет.

Важно отметить, что у Неаполитанского фехтования отсутствует фиксированный тактический пакет. Это говорит о том, что у каждого мастера будет отдельный тактический пакет. Но будет и рекомендованный пакет, который должен знать каждый мастер. То есть, всего будет 2 пакета.

  1. Затем я бы перешёл к следующей книге — «Искусство фехтования» Бласко Флорио.

Это полноценный и очень подробный учебник по неаполитанскому фехтованию. Хотя, он не раскрывает всех секретов, но создает первую геометрию. Начинается он с истории и заканчивается техникой и самим стилем.

Так как к этому времени у студента-фехтовальщика уже есть знания испанского фехтования (если следовать рекомендованному плану изучения), есть тактический пакет и есть объяснения Бласко Флорио, далее можно формировать свой собственный пакет, который будет характеризовать человека как мастера.

Я бы сказал, что книга Бласко Флорио похожа на, своего рода, докторскую диссертацию. Её достаточно сложно читать. Практически к каждому абзацу прилагаются ссылки на доказательства с дополнительными цитатами.

Бласко Флорио пишет, что ни один, уважаемый себя человек не возьмёт палку в руки. Если человек взял палку в руки, то он больше не человек чести. Таких людей он называет людьми низкого сословия и простолюдинами.

При этом он говорит, что на войне можно использовать всё, что угодно, всё, что попало в руку. Но в гражданской жизни, люди чести никогда не касаются палки. Рыцарский закон это запрещает. Дуэли проводить на палках также рыцарям не достойно.

 

Бласко Флорио разделил книгу на несколько частей. В каждой части он идёт к венцу фехтования. Также он говорит, что фехтование на высшем уровне — это только атака. У мастера не может быть защиты. Поединки выигрывает только атака, и никогда — оборона. Он подробно рассказывает, как не давать себя бить, и при этом самому атаковать и побеждать противника в бою.

 

«У мастера не должно быть больше двух ударов. Поединок заканчивается за считанные секунды».

 

Он говорит, что оружием благородного человека является всегда нож или шпага, ставя холодное оружие даже выше огнестрельного.

Обложка переведенного трактата «Наука фехтования» и некоторые иллюстрации

 

После Бласко Флори я бы рекомендовал переходить к изучению трактата «Невозможное возможно» Антонио Маттея. Ну а затем можно было бы изучить остальные документы, чтобы полностью проникнуть в философию неаполитанского стиля и в нюансы, которые не описаны в этих трех книгах.

Я провел не мало времени на Сицилии, знаю там многих мастеров, и могу сказать, что мои знакомые мастера не используют эту технику. Если найдутся люди, которых заинтересует Неаполитанский стиль Испанского фехтования, то для них я написал эту рекомендованную методику подготовки.

Честь имею!

Автор: академик УАН, PhD. Олег Мальцев