Статья написана на базе книги академика Олега Мальцева «Психология фотографа» 2020 г.
Разговор на эту тему хотелось бы построить в виде некой философской дискуссии, затрагивая различные сферы жизни, на которые влияет ущербность человека. Читая труды о личности человека и его поведении, мы всегда встречаем мысли о том, что человек, в той или иной степени, повреждён и слаб. Однако, он имеет шанс на искупление и выздоровление, как считают различные учёные, поднимавшие тему человеческой ущербности в той или иной степени. Среди таких учёных мы могли бы отметить: немецкого философа Фридриха Шеллинга, советского психолога Льва Выготского, французского социолога и философа Жана Бодрийяра и конечно советских фантастов Аркадия и Бориса Стругацких.
В первую очередь необходимо ответить себе на вопрос: а что нам с этого? Все люди ущербны и как-то живут в этом состоянии. В принципе, ничего страшного не происходит.
Но существует определённый нюанс, который необходимо обсудить. У каждого человека есть множество желаний, часть из которых, в силу ущербности — не реализуемые. Ещё одна часть желаний может реализоваться, но спустя значительный промежуток времени. При этом, потерянное время является одним из главных неприятных последствий ущербности в нашей жизни. Наверняка, каждый человек хотя бы раз в жизни сожалел о том, что упустил время, которое мог сберечь, если бы не те или иные обстоятельства. Другими словами — если бы не собственная ущербность, ведь только от нас зависит то, что происходит в нашей жизни.
Приведём пример из сферы фотографии. В наши дни мы постоянно встречаем фотографов, снимающих на самые дешёвые камеры и просроченные плёнки, не зная, что получится в результате. Возникает вопрос: для чего они этим занимаются? Вероятно, задача в том, чтобы показать всем вокруг, как можно фотографировать в плохих условиях, и получать приличный результат, хоть и неуправляемо. Однако, немалую роль в фотографии играет камера, объектив и плёнка, которая дает уникальный оттиск. Если бы можно было получать безупречные фотографии на самые дешёвые камеры, то вероятно, известные и востребованные фотографы не стали ли бы тратить внушительные суммы денег на дорогую фото-аппаратуру.
Что касается общественной жизни, то подавляющее большинство людей хотят жить хорошо, в том понимании, как они это видят. Но ущербность мешает и как бы говорит им: «тебе рано жить хорошо». Человек может не согласиться с этим и любыми путями стремиться получить то, что желает. При этом, ущербность остаётся с человеком в той же степени, что и была. В результате, это приводит к громким скандалам и череде новых жизненных проблем.
Таким образом, мы могли бы обозначить ущербность, как определённую систему, способную навредить как самому человеку, так и его окружению.
Проведём некую аналогию и представим ущербность в виде станка на заводе. При невнимательной работе со станком, можно лишиться пальца или кисти руки. Также, деталь может отлететь и поранить кого-то рядом.
Ущербность постепенно накапливается, и когда настанет предел, человек не знает. Этот процесс можно условно сравнить с миной замедленного действия, где взрывом может стать, например, психиатрическое заболевание. Но одними из самых опасных последствий ущербности являются неудовлетворенность и безвыходность, которые, как правило, ведут человека к апатии, депрессии и нежелании что-либо делать.
Ярким примером истории является казнь французского революционера, одного из наиболее известных и влиятельных политических деятелей Великой Французской революции — Максимилиана Робеспьера. В ходе восстания, обвинённый в чрезмерной снисходительности к врагам революции и в чрезмерном терроре одновременно, Робеспьер был арестован под крики: «Да здравствует Республика!». Последними словами революционера были: «Республика? Республика погибла — настало царство разбойников!». После этого Робеспьер был доставлен в тюрьму, а вскоре казнён на гильотине. Так он смог убедиться к чему привело уничтожение и подавление активистов секций, участвовавших в предыдущих восстаниях.
Это пример того, как толпа людей сражается за собственное право на ущербность, которое в наши дни, только в законодательном праве ещё не отмечено.
Но почему человек стремится быть ущербным? Причиной являются скорости жизни, которые постоянно увеличиваются с развитием цифровых технологий. Речь идёт о соотношении мастерства и обмана. Подавляющее большинство людей выбирает путь обмана из-за преимуществ во времени. Другими словами, научиться обманывать можно гораздо быстрее, чем достичь мастерства в каком-либо деле — во всяком случае, так многие считают. В результате, возникает зависимость: чем больше ускорение, тем больше ущербных людей и наоборот.
Далее обозначим 3 части, составляющие эту зависимость:
- Когда время ускоряется, человек не успевает обретать необходимые навыки. Так он жертвует мастерством в угоду обману.
- Прототипологическо-менталитетная составляющая географического положения. Разница взглядов на ущербность и совершенство.
- Управляющая составляющая. Люди, стоящие над обществом вынуждены находить методы управления ущербной толпой. Это возможно только при отсутствии, так называемого, разряженного запала ущербности. Люди должны быть безвредны в общей массе, иначе возникнет хаос.
Наглядным примером управляющей составляющей является узурпация права на ношение оружия. Сегодня каждое государство стремится к тому, чтобы его граждане не были опасными.
Цивилизованные люди выясняют отношения словом. Но что делать с нецивилизованными людьми? Раньше их били кулаками и палками, но в наши дни это запрещено законом. Сегодня, чтобы получить защиту человеку необходимо обращаться в суд. Он вынужден просить и жаловаться, что делает его ущербным перед государством. Дуэли запрещены, а значит без суда человек не может потребовать наказание за оскорбление. Более того, за помощь необходимо платить деньги. В противном случае, очередь в суды была бы бесконечной каждый день.
Возникает некий парадокс. Когда ущербность становится глобальной, её перестают замечать, что безусловно, делает фатальной судьбу человека.
На основе исследований трудов венгерско-швейцарского психолога и психоаналитика Леопольда Сонди, мы знаем 4 вида судьбы в которой живёт человек: программная, вариативная, общественная и божественная. Однако сегодня мы могли бы обозначить пятый вид судьбы, как некую судьбу, порождённую ущербностью. Это и есть та судьба, в которой люди живут не осознавая и не замечая собственной ущербности.
Поговорим немного о фотографии.
С точки зрения фотографии, мы могли бы сказать, что профессия фотографа сегодня стала, своего рода доп. функцией. Каждый человек с телефоном в руках может считать себя фотографом, например, оказавшись раньше всех на месте катастрофы или другого резонансного происшествия. Другая часть фотографов снимает только потому, что в наследство остался старый фотоаппарат, который жалко выкинуть. Также, большая часть, так называемых, фото мастеров зарабатывают, снимая свадьбы, дни рождения и другие мероприятия. Все эти направления едва ли имеют отношение к искусству и великим фотографам, чьи имена остаются на слуху вне времени.
Бесспорно фотоаппарат Rolleiflex можно назвать одним из лучших фотоаппаратов в мире. Он доступен и каждый желающий фотограф может его приобрести сегодня. Но почему же тогда, так мало людей фотографируют на Rolleiflex? Если сравнить Rolleiflex например с плёночной Leica, то он не уступит по качеству изображений. Однако Leica сегодня — одна из самых популярных камер во всех странах, а Rolleiflex использует лишь ограниченное число людей.
Кроме этого, для того, чтобы фотографировать на Rolleiflex необходимо перестраивать тактику и автоматику движения рук. Но люди не любят изменений и стараются всячески их избегать. Чтобы фотографировать на Rolleiflex нужно заниматься и тренироваться, иначе ничего не получится.
С цифровой фотографией всё намного проще. Рамки, как правило, стандартные, и мы видим каждый кадр, что позволяет мгновенно внести корректировку, в том числе, в кадрирование изображения.
Подведём предварительный итог, обозначив основой ущербности — компромисс с самим собой, который люди часто называют «своим выбором».
Оборачиваясь в историю мы можем чётко видеть, что чем меньше было компромиссов в прошлые века, тем более здоровыми были люди в своей общей массе. Жизнь как компромис — это жизнь стремящаяся к искусству. Как только появляется компромисс, возникает искусство, в той или иной форме, как его некая конечная субстанция. Мы могли бы сказать, что жизнь как выдумка, творчество, не способность помнить и думать, превращается в творческую жизнь, в которой достаточно выдумывать.
Договор с самим собой — это всегда основа ущербности. Однако сегодня жизнь большинства людей направлена на гармонию, позитивное мышление и принятие, что в максимальной степени способствует внутреннему договору с самим собой. В этот момент человек перестаёт отдавать себе отчёт в том, что он ущербен. Так люди перестают ущербность замечать вовсе.
С точки зрения эффективности человека, основой его навыков должен быть страх, иначе не будет у него стремления что-либо изучать, тем самым менять себя. Но сегодня в силу гуманизма и толерантности, основой навыка стала необходимость творчества, как определённая форма обмана других людей.
С точки зрения обмана мы могли бы обозначить некую формулу того мира в котором мы живём: если с тобой не идут в стык, то тебя будут обманывать.
В сфере фотографии существует та же формула, но в другой форме: если ты не хочешь покупать наши камеры, то мы не можем тебя заставить сделать это, но можем обмануть. Одним из инструментов такого обмана являются «говорящие головы» в виде блогеров с обзорами и рекламой.
Можно договориться, чтобы не пришлось обманывать, но это ведёт к консенсусу, за которым также следуют новые формы ущербности. Можно сказать, что большинство людей сегодня соглашается с ущербностью только для того, чтобы вокруг был мир. На какое-то время может показаться, что так будет проще и комфортнее жить. Но это спорный вопрос.
А как можно скрыть ущербность? Жан Бодрийяр описал это введением знака, как некой формой деградировавшего символа. Это определённый набор информации, которая предоставляет вам сведения о владельце предмета (символа) без дополнительных объяснений. Например, сегодня часы Rolex рассказывают о своем владельце больше, чем любая анкета или досье. Как именно эти часы появились у владельца — вопрос вторичный. Главное, само наличие дорогих часов, что означает достойное финансовое положение их владельца. Также работает дорогая машина, вещи и т.д.
Фотоаппараты также превращаются в знаки. Например, если у человека Leica, значит он обеспеченный человек. Так мыслит сегодня большинство людей.
Кроме знаков, также существует принадлежность, которая как бы скрывает ущербность. Считается, если человек адвокат, прокурор или профессор, то он не может быть ущербным. Так решили авторитетные люди и никто теперь не в праве в этом сомневаться.
Рассмотрим в качестве примера великого Анри Картье-Брессона, как своего рода, гения ущербности. Почему я так говорю? Он возвеличил ущербность до высочайшей степени. Он был человеком, который не мог самостоятельно завязать шнурки на ботинках, о чём сам говорил в интервью. Он мог отправиться по заказу журнала Life на коронацию королевы Великобритании Елизаветы II, не сделав в результате ни единой фотографии членов королевской семьи. Он выставлял на показ свою ущербность, но стал одним из самых знаменитых фотографов вне времени.
Но был ли он ущербен сам по себе? Если внимательно читать его книги и статьи, то можно увидеть, что Брессон обладал очень высоким уровнем подготовки, о котором многие даже не задумываются. Например, его сравнение фотографии и стрельбы из пистолета, выслеживание мишени и т.д. А также высказывание о том, что мнение людей о его фотографии совершенно не интересует Брессона, и что он фотографирует лишь для себя. Подобные примеры делают Картье-Брессона достаточно противоречивой личностью. При этом образ, который он выставлял на показ нравился людям и это всех устраивало. Так я бы описал загадку личности Анри Картье-Брессона.
Например, его ближайший друг и партнёр Роберт Капа имел совершенно противоположный образ и ничего ущербного в жизни не делал. Кто знает, возможно поэтому он и погиб, будучи таким молодым.
Вернувшись к общественной жизни, предлагаю обратить внимание на то, что политика является тем, что крайне необходима современному ущербному человеку, несмотря на то, что многие спорят об этом, осуждая политику многих стран по разным вопросам. Люди сегодня хотят буть обманутыми, в той или иной степени. Соответственно то, кто обманывает лучше остальных и должен быть на самой вершине пирамиды управления. Обманывают все, но лучший должен быть во главе.
Что же толкает человека становиться ущербным? Одной из важных причин мы могли бы отметить такое понятие, как мечта. Сегодня мечту можно по праву назвать одной из самых популярных религий в мире. Только литература, написанная на тему мечты насчитывает более 1,5 млн. книг по всему миру. Такой распространённой и предпочтительной религию о мечте делает то, что человеку достаточно просто мечтать. Делать ничего не нужно, разве только плакат с картинками всего, что желанно. Далее вселенная должна сделать всё сама, задача человека лишь попросить и продолжать ждать. Вот так, посредством ожиданий того, что мечта должна сбыться, человек делает себя ущербным, не понимая этого.
В качестве примера нормы ущербности в современном обществе предлагаю обратить внимание на одно из высказываний Бодрийяра, в котором он пишет, что красота — это обман и за ней стоит ущербность. Бог дал человеку красоту, чтобы он увидел ущербность. Но вместо того, чтобы избавляться от ущербности, человек предпочёл спрятать её за красотой. Человек может быть самим совершенством внешне, но при этом глупым и невежественным как личность.
Фотоаппарат может быть очень красивым, но плохо работать и сломаться через неделю. Однако убеждение в том, что красивое не бывает плохим, каждый раз приводит человека в ловушку. Именно поэтому Бодрийяр говорит — «кто использовал красоту и спрятал ущербность, тому всю жизнь придется за это расплачиваться».
Ущербность свойственна человеку природой. Человек рождается и растёт, будучи ущербным до тех пор, пока не станет самостоятельным. Затем он продолжает нести свою ущербность, как некий крест. Таким образом, мы могли бы сказать, что формирование ущербности не зависит от человека, но понять её и осмыслить — в его силах.
А что дальше? Можно осмыслить свою ущербность, а также ущербность других и целого мира. Так мир не перестанет быть ущербным. Но человек может решить, насколько ущербным быть ему, увеличивая свою ущербность, уменьшая или вовсе нести её как крест без намеренных изменений в какую-либо сторону.
Ущербные люди вынуждены ходить на работу, и прятать свою ущербность как можно дальше. Кто лучше её прячет прячет, тот лучше живёт, кто делает это хуже, тот и живёт хуже.
Герои, при этом, пойдут другим путем — индивидуации Юнга, что позволит им довести себя до состояния авторитета в высшей степени.
Система героев и система Корабельных Богов — это 2 параллельные системы, которые никогда не будут сотрудничать. Другими словами: авторитеты и бизнесмены — это две параллельные линии, где герои выполняют функцию воспитания, а Корабельные Боги строят мир.
Однако, в определенный момент эти две системы вынуждены начать сотрудничать против ущербного большинства. Но победить ущербное большинство им не под силу. Так возникает революция, которая будет неизбежна без поклонения Богу. Только Бог как проявление совершенного зла и ужаса для ущербного большинства сможет стать непреодолимой силой. Тогда система будет функционировать идеально.
Примером такой системы в истории является Ндрангета, как одна из самых могущественных криминальных структур мира. Это структура без ущербности. Идеальное общество, где всё на своем месте. Наступает порядок, который нельзя изменить — это малая модель мира. Затем она трансформируется в большую модель мира, распространяясь на весь земной шар.
Ндрангета стоит над всеми. Никому неизвестная, божественная, страшная, богатая система, являющаяся, с одной стороны, абсолютным злом, а с другой стороны, абсолютным порядком. Мы говорим о Ндрангете, как о неком примере такой системы, чтобы показать её роль и влияние на мировой арене. Название у организации может быть какое угодно, но суть останется той же.
При этом, ущербность навсегда останется тенью этого мира. И в этом мире люди не живут плохо, но живут ущербно.
Иллюстрации к статье также взяты из книги «Психология фотографа».
Автор: главный редактор журнала «Очная ставка» Екатерина Сидорова