«Выполняйте любое дело так, как если бы от него зависело все ваше будущее»
Французский деятель Арман Жан дю Плесси Ришельё
Появление первого городского театра в Одессе связано с именем французского герцога, представителя знатного рода, Армана Эмманюэля дю Плесси Ришелье. Он прибыл в южный приморский город 9 марта 1803 года сперва в должности градоначальника, а затем, в 1805 году, назначен Херсонским военным губернатором и управляющим по гражданской части в Екатеринославской и Таврической губерниях с сохранением за ним должности Одесского градоначальника.
Этому предшествовали события, связанные с Великой французской революцией. Блестящий придворный кавалер при дворе короля Франции, драгунский офицер, потомок знаменитого кардинала, Ришелье был убежденным сторонником монархической формы правления. Получив прекрасное образование, владея пятью иностранными языками, Арман Ришелье, спасаясь от расправы с аристократами в ходе революции у себя на родине, оказался в России времен императрицы Екатерины II и впоследствии служил в одном полку с ее внуком, будущим императором Александром I. Там началась их дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Александр I принимал живейшее участие в судьбе Ришелье, зная его благородство и преданность престолу.
О начале военной карьеры Армана Ришелье в России в одесском архиве сохранился любопытный документ— его прошение на имя всесильного Григория Потемкина, командовавшего в то время южной русской армией, с просьбой зачислить в действующие войска в русско-турецкой войне 1787—1791 годов. Потемкин удовлетворил просьбу французского офицера и определил его в отряд де-Рибаса.
На всю жизнь запечатлелось в памяти Ришелье взятие Измаила в декабре 1790 года. Он ходил в штурмовых колоннах на приступ крепости, турецкий гарнизон которой оказывал отчаянное сопротивление. Офицер Ришелье сражался храбро, был ранен в бою. Его примерное поведение отметил А. В. Суворов, призванный в свои 60 лет на штурм неприступной твердыни. За проявленную доблесть он лично наградил Армана Ришелье золотой шпагой и орденом Святого Георгия.
После боя Ришелье записал в своем дневнике: «…должен сказать к чести русских солдат, что они с поразительным мужеством и терпением переносят такие трудности, к которым другие нации не смогли бы привыкнуть. В суровую декабрьскую стужу, днем и ночью почти без отдыха, они укрепляли батареи, налаживали коммуникации, сохраняя при этом веселое, бодрое настроение… Во всей Европе нет других таких солдат, которые были бы, подобно русским, постоянно веселы».
А на родине между тем обстановка складывалась неблагоприятно для аристократа Ришелье. Получив после смерти отца в 1790 году титул герцога, он вел безуспешные переговоры о службе во Франции. Бонапарт не доверял аристократам. И хотя Ришелье выхлопотал в 1791 году официальное разрешение национального собрания Франции на продолжение службы в России, оформил заграничный паспорт, все же он попал в список эмигрантов. Жена и ближайшие родственники угодили в тюрьму, все имущество конфисковали бонапартисты. И только ходатайство императора Александра I перед Наполеоном позволило вычеркнуть Ришелье из списка эмигрантов.
Молодой император Александр I знал, кого следует призвать под свои знамена. Герцогу Ришелье было предложено несколько должностей в России. Он выбрал скромный по тем временам пост одесского градоначальника. Напутствуя его и наделяя обширными полномочиями, император писал:
«1. Осмотреть и вникнуть обстоятельно во все части управления в Одессе, привести их в наилучшее состояние (А буде, что власть градоначальника превосходящее — представлять непосредственно на его Императорского Величества усмотрение). 2. Иметь начальство: а) над всеми воинскими командами, в городе стоящими; 6) над всеми крепостными и портовыми строениями; в) над таможнею, карантином и почтовою конторою; г) над морскими чиновниками постоянно или временно по службе в Одессе пребывающими. 3. Наблюдать за скорым и точным правосудием. 4. Стараться увеличить население Одессы привлечением труда полезных иностранцев. 5. Наблюдать за правильным употреблением городских доходов. 6. Избрать удобное место для устроения карантина и поспешить с построением оного».
Арман Эмманюэль дю Плесси Ришелье
Итак, Ришелье предстояло забыть о военной службе и в должности градоначальника заняться. хозяйственными делами небольшого портового городка на юге Российской империи. К тому времени, когда он прибыл в Одессу, в ней насчитывалось около десяти тысяч жителей. Возвышались несколько сот зданий на улицах, построенных по четкому геометрическому плану портового инженера. Деволана, берущие начало от моря. Кругом были девственные степи.
Развлечения для жителей были однообразными. Кроме казино, пойти было некуда. По вечерам их заполняли местные жители, купцы, маклеры, иностранные агенты. Они «баловались» карточной игрой и употребляли горячительные напитки.
Герцог Ришелье загорелся честолюбивой мечтой: преобразовать глухой край, придать Одессе черты европейского города, содействовать ее благоденствию. «Пусть правительство забудет этот край на 25 лет, — говорил он своим знакомым, — и я ручаюсь, что он сделается цветущим краем, а Одесса перещеголяет Марсель в коммерческом отношении».
Высокую сухую фигуру Дюка, как называли его одесситы, видели ежедневно в разных частях города. Он осматривал магазины, лавки с товарами, склады. Часто посещал порт, где беседовал с моряками разных стран на их языках. Градоначальник лично принимал прошения, беседовал с посетителями. Он не ездил в закрытых экипажах, предпочитая ходить пешком.
При Ришелье были расширены сооружения порта, разрешен транзит товаров в европейские страны, учреждена торговая биржа. Благодаря экспорту хлеба Одесса становится экономически процветающим городом. Именно при Ришелье купцам, которые вели внешнюю торговлю, предоставлялись различные льготы. В 1804 году они получили право, сохранять импортные товары в одесской таможне на протяжении полутора лет без всякой платы. Эти льготы, которые устанавливались на 5 лет, были продлены до 1818 года. Не в последнюю очередь благодаря усилиям Дюка, но уже после его отъезда на родину, в Одессе был введен режим порто-франко.
Будучи человеком аристократического воспитания, Ришелье прекрасно понимал, что «не хлебом единым жив человек». Нужно было поднимать на европейский уровень духовную жизнь в городе. При нем открываются консульства: австрийское, испанское, неаполитанское. Но в культурном воспитании граждан ведущую роль призван был сыграть театр.
Фрагмент белой лестницы в театре
Для привлечения в город новых жителей, торговцев и помещиков необходимо и было позаботиться о том, чтобы они, посетив Одессу, полюбили ее и остались в ней навсегда. Для этого следовало добиваться удовлетворения не только их материальных интересов, но и духовных запросов. Вместе с Ришелье в город прибыли многие знатные иностранцы и помещики, коммерсанты и военные. Им тоже нужен был достойный их положения театр.
Вскоре после своего прибытия в Новороссийский край в 1805 году Ришелье в числе ходатайств перед правительством об отпуске средств на сооружение таможни, карантина и больниц просит о казенной субсидии на постройку общегородского театра. «При умножении населения в городе и при большом стечении приезжающих по торговле, — пишет он министру внутренних дел, — полезно было бы иметь театр».
Гостиница «Красная»
Замыслу герцога Ришелье суждено было сбыться. Император Александр I издал Указ об ассигновании 20 тысяч рублей на сооружение одесского городского театра. В те времена это было необычным, так как ни один провинциальный город Российской империи не имел своего театра. Они были только в Санкт-Петербурге и Москве.
Первоначальный план театра был составлен местным архитектором М. Фраполли, но Ришелье счел нужным отправить его на рассмотрение известного петербургского художника — архитектора Ж. Тома де-Томона, который сделал в нем существенные изменения. Окончательный план был утвержден императором.
Градоначальник Ришелье нашел подрядчика, отставного майора В. Поджио, который взялся построить театр за пять лет. Вопрос о месте был разрешен легко. Еще во времена Хаджибея нынешняя театральная площадь, как примыкавшая к турецкой крепости, служила местом сбора местных жителей. Здесь были кофейни, а в одном из домиков, окаймлявших площадь со стороны нынешней Ришельевской улицы, помещался усиленно охраняемый стражей гарем коменданта крепости.
Площадь шла скатом к обрыву над морем, и тан как тогда еще не было зданий Приморского бульвара, Городской думы, Английского клуба, то площадь была прекрасно видна со стороны моря. И доминирующее над местностью здание театра должно было представлять в впечатляющее, эффектное зрелище. Для наблюдения за ходом строительных работ А. Ришелье создал исполнительный театральный комитет.
Майор В. Поджио сдержал слово: строительство театрального здания было закончено в июле 1809 года. Отныне вечером многие одесситы приходили на театральную площадь, чтобы полюбоваться почти воздушным зданием на фоне голубого моря. Построенный в греческом стиле со свободными колоннами, поддерживающими треугольный фронтон, весь белый, с украшениями из гирлянд и венков театр производил глубокое эстетическое впечатление.
Вскоре состоялось официальное открытие нового театра. Он был небольшой, всего на 800 мест. Зрительный зал имел три яруса лож по семнадцать в каждом и 44 кресла в парте ре. Но позади них, по образцу старых итальянских театров было большое полукруглое пространство, куда публика допускалась за дешевую плату, чтобы любоваться спектаклем стоя. Впоследствии это пространство тоже было заполнено креслами, а места для простого люда были перенесены на верхний ярус.
Зрительный зал был опоясан полукруглым каменным коридором, с двух сторон которого лестницы около сцены вели на верхние ярусы. После спектакля вся публика толпилась в коридоре, так как фойе не было. Создавалась сутолока при выходе зрителей. Это было опасно в пожарном отношении. Сцена была сориентирована в сторону нынешнего Пале-Рояля. Внутреннее убранство — простое, но изящное, доминировал белый колер с золотом. Акустика была неважной и гармоническую арку сцены пришлось переделывать несколько раз. Недостатки с устройством первого театра стали сказываться чуть лине сразу. Пришлось увеличить сцену, устроить фойе в верхнем этаже, сделать пристройку со стороны улицы Ришельевской для более свободного выхода и входа публики, установить отопительную систему и т. п.
Сразу после окончания строительства все кресла и ложи были абонированы на три года вперед. Ришелье взял себе ложу №9 рядом с царской, живший в Одессе бывший молдавский господарь занял ложу №2, все ложи была разобраны высшей одесской знатью и военными. Делами театра ведал особый комитет из лиц, избранных Ришелье, под председательством барона Рено.
Вскоре состоялось официальное открытие театра, на котором играл оркестр крепостных музыкантов Н. Овсянико — Куликовского. Будучи достаточно известным композитором, он специально к этому событию написал симфонию. В театре шли постановки итальянской комической оперы, комедии отечественных авторов. С января 1811 года начались гастроли высокопрофессиональной крепостной труппы князя А. Шаховского. Была дана русская пьеса «Неслыханное диво, или Честный секретарь» Н. Судовщикова. Труппа была сформирована из семи актеров и шести актрис. Вскоре одесситы увидели постановку популярной тогда комической оперы М.Соколовского на текст А. Аблесимова “Мельник, колдун, обманщик и сват”. В репертуаре труппы были спектакли разных жанров — комические оперы, водевили, трагедии, всего тридцать семь произведений.
Однако, осенью 1811 года князь А. Шаховской, вопреки договору, не доиграв пятнадцати абонементных спектаклей, прервал контракт и вместе с труппой покинул город. Не исключено, что князю было трудно соперничать с зарубежными антрепренерами Монтовани и Замбони, предложившими городу итальянскую оперу на более выгодных условиях. Сцена театра наполнилась звуками итальянских мелодий Чимарозы, Керубини, а затем Россини, Беллини, Доницетти и, наконец, Верди. Заморские примадонны чаровали сердца одесситов, и лились по всей Одессе упоительные песни. Их повторяли потом вслух «сыны Авзонии счастливой», выходя из ярко освещенного плошками и факелами городского театра.
Итальянская музыка долгое время вполне удовлетворяла потребности одесских меломанов. К числу их присоединился и молодой опальный поет Александр Пушкин. Длительное время он жил напротив театра в гостинице Рено, где находилось также казино. Из окна его номера на втором этаже с балконом ему хорошо были видны театр и море. И 24-летний поэт писал под впечатлением:
Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень —Орфей.
В одесском театре работали русские, французские, изредка немецкие оперные труппы. Были показаны украинские пьесы с музыкой «Наталка-Полтавка» И. Котляревского, «Сватання на Гончаривци» Г. Квитко — Основьяненко. И все антрепренеры, как русские, так и итальянские, пользовались из городских средств большими субсидиями. Театр никогда не был для города доходной статьей, наоборот — всегда приносил одни убытки, Но город и администрация придавали ему столь большое значение, что охотно шли на жертвы.
Бюст А.С. Пушкина на фасаде
При Ришелье театр был местом встреч всего высшего общества и негоциантов. В антрактах поднимался гул оживленных бесед. Большинство лож и кресел были абонированы. А потом интимность театра исчезла. С увеличением населения среди одесситов возникло отчуждение. В театр стали ходить уже не ради встречи друг с другом, а в дни сенсационных спектаклей. Увеличилась требовательность к артистам. Появилась критика. Сборы начали падать.
Позже, в пятидесятых годах, когда в городском театре выступала труппа русских драматических актеров под руководством П. Мочалова, на представлении «Ревизора» присутствовал Н. В. Гоголь. По предложению генерал-губернатора Новороссийского края М. С. Воронцова антрепренеры театра пользовались большой субсидией, доходившей до 60 тысяч рублей в год.
Пока первый городской театр строился, одесситы не ограничивали себя в возможностях повеселиться на театрализованных представлениях, приглашали к себе в гости актеров из Польши и Румынии. Так, польская труппа, прибывшая из Житомира, дала представление 10 февраля 1805 года, которое искусствоведы считают началом театральной летописи Одессы.
Если сегодня встать на улице Ришельевской возле бывшего кинотеатра «Украина»,то напротив можно увидеть место, где располагался театр графини Ржевусской. Сейчас там магазин «Дельфин», А тогда в полуподвале бывшей военной казармы в хлебном магазине была устроена оригинальная сцена. Она размещалась на огромных винных бочках, как бы напоминая о том, что в древней Греции, где зародился театр, он вырос из празднеств в честь бога вина и плодородия Диониса.
Бюст Н.В. Гоголя на фасаде
Вероятно, захаживал туда и градоначальник Ришелье. Вот что он мог там увидеть: «Зрительный зал был великолепен. Его устроили в старой казарме: в дурную погоду зрители должны были приходить с зонтиками, но в жаркое время там было очень приятно. Дюжине балок разной величины, искусно положенных на четыре огромные бочки, составляли помост сцены. Эти бочки заимствовали у местного откупщика, и так как их забыли надушить, то их спиртуальные или спиртуозные испарения возбуждали нежные воспоминания у зрителей.
Скажем два слова о наших тогдашних декорациях. Это был верх роскоши: задняя стена залы, правда, принадлежала казарменной кухне, но, вследствие естественной сырости здания, стена эта так заплесневела, что на ней образовались большие зеленые пятна, которые вечером походили на прекрасный сад. Кулисы были сделаны из четырех старых лестниц, они были обвешаны прекрасными обоями голубого цвета с одной стороны(это было небо) и темно-зеленого с другой (это была роща), когда был нужен салон, на этих обоях углем рисовали окна и двери, это производило удивительный эффект. Зал прекрасно освещали четырьмя отличными сальными свечами… Оркестр был немногочисленен, его составляли два любителя: флажолет греческого батальона и полицейский барабан. Но что за артисты это были! Какие гармонические звуки умели они извлекать из своих инструментов! С каким совершенством могли они следовать и даже подражать руладам примадонны!… На нашем театре играли все: драмы, мелодрамы, фарсы, комедии, балеты. Разнообразие было удивительное!» Так писал репортер газеты, выходившей в Одессе на французском языке.
По утверждениям некоторых историков, театр Ржевусской давал представления вплоть до 1830 года. Возможно, что его посещали Александр Пушкин и Адам Мицкевич. Давались легкие комедии и мелодрамы на польском и французском языках и дивертисменты с танцами. Все это в артистическом отношении было слабо и, конечно, не могло удовлетворить взыскательное одесское общество.
Фрагмент потолка зрительного зала
Как уже отмечалось, в новом театре успехом у публики стала пользоваться итальянская труппа антрепренеров Замбони и Монтовани. Поклонники даже сочинили сонет в честь примадонны Густавины Замбони. Примечательно, что этот сонет был отпечатан в первой городской типографии, которую купил и подарил Одессе Арман Ришелье, готовясь к отъезду на родину.
С возрождением монархии во Франции У герцога Ришелье на его родине поднялся рейтинг. Он получил приглашение соотечественников и в 1814 году покидает Одессу, оставив город через одиннадцать лет европейски преобразованным, с населением, выросшим в несколько раз. За годы своего правления он заложил основы благоденствия края, оказал большую помощь переселенцам из многих европейских стран, прибывших на плодородные, благодатные земли Северного Причерноморья.
«Из бедной деревушки Гаджибей город сей сделался в столь короткое время самым цветущим городом в Европе, — писал друг герцога Шарль Сикар из Марселя, — составляющим давно желанную и необходимую связь между Россией и Европой». В Париже Ришелье становится премьер-министром Франции. Но вскоре по политическим мотивам вынужден просить у короля отставку. Затем его вновь приглашают возглавить правительство страны. Но и у руля государственных дел Франции герцог Ришелье в тайне мечтает об Одессе. Его тянет в этот замечательный приморский город, которому он отдал столько ума и способностей.
Мечтам не суждено было сбыться: в мае 1822 года смерть оборвала жизнь Армана Ришелье. Посетив по этому печальному поводу посольство Франции, император Александр I сказал: «Я оплакиваю герцога Ришелье, как единственного друга, говорившего мне истину. Он был образцом чести и правдивости. Заслуги его увеличивают благодарность всех честных русских людей».
В память о благородном Дюке де Ришелье одесситы поставили ему памятник в 1826 году. Известный московский скульптор Иван Мартос изобразил герцога Ришелье театрализованно: в античной римской тоге с манускриптом в руке, шагающим к морю, принимать гостей.
Источник: книга «Возрождаем театр — сказку», автор И. Волощук, Ю. Михалюк, В. Снисаренко