Важнá ли суть, аль запятая? Вот в чём вопрос…

А, ну-ка, признавайтесь, приверженцы испанского фехтования, настоящие рыцари и истинные ценители прекрасного достояния Испанской империи, кто ещё не получил подарок на Новый год?

Есть такие?

Тогда Историко-литературное общество почтёт за честь преподнести всем вам к началу года небольшой сюрприз в виде труда ещё одного ученика «отца испанской нации» Иеронимо де Карранзы – Луиса Мендеса де Кармона «Важные предупреждения фехтовальщику в фехтовании», 1899 г., который был переведён на русский язык под патронажем нашего почётного члена, академика, маэстро Испанской дестрезы – Мальцева Олега Викторовича.

 

Сперва, позвольте познакомить вас с этим андалузским мастером фехтования. Что о нём известно?

Родился Луис Мендес де Кармона Тамарис в знатном городе Эсиха и является одним из мастеров, которые писали о фехтовании в первой половине XVII века, но, к сожалению, наименее известным и изученным. У него была та же участь, что и у большинства известных людей его времени, которые не оставили нам ни единой информации о своей жизни и делах. Однако, к счастью для нас, несколько библиофилов, занимающиеся сбором трудов по фехтованию, знают некоторые работы этого андалузского мастера, который был единственным, кто противоречил и опровергал учения дона Луиса Пачеко де Нарваэса. Это, собственно, и послужило причиной, чтобы с разрешения Антонио Альвареса в 1632 г. в Лиссабоне труд де Кармоны о предупреждениях фехтовальщику пролил свет в типографии Габриэля Педраса 31 августа на улице де лас Уэртас.

В этом кратком руководстве, выпущенным тиражом всего в 50 экземпляров, по защите в доктрине и дестрезе Иеронимо де Карранзы фехтовальщик найдёт документы и важные предупреждения для понимания и упражнений с оружием, а также вещи великой пользы для защиты человека и сохранения его жизни. За введением следуют восемь глав.

В первой главе де Кармона сравнивает доктрину Карранзы с доктриной Пачеко, говоря: «В то время, когда невежественный человек занят в поисках меча, учёный фехтовальщик ищет тело, и это доктрина Иеронимо де Карранзы».

Во второй рассматривает работы обоих и говорит: «И я спрашиваю: то, о чем говорится в вашей книге «Величие меча» это ваше учение или Карранзы?», и он опровергает тексты Пачеко, бросая вызов подобным текстам Карранзы. В третьей главе писатель утверждает, что «Карранза был истинным автором этой науки, философии оружия«. С четвертой по шестую главу он подвергает Пачеко суровой цензуре и рассматривает письмо к герцогу Сеа, показывая, что в нём Пачеко излагает доктрины, противоречащие тем, которые сам же изложил в других своих книгах. В главе семь говориться о том, чему учитель должен научить ученика, а в главе восемь – об универсальной уловке парирования.

 

К сожалению, смотря на фехтовальный мир со стороны, больше всего бьёт ключом разительный диссонанс между подавляющим большинством современных «маэстро», которые обучают непонятно чему, и мастерами ТОГО времени, когда честь, достоинство и верность имели ценность. Ещё Иеронимо де Карранза в своём трактате «Философия оружия» наставлял, говоря, что «Учитель не должен учить ученика тому, что он знает сам для себя, а тому, для чего нужны сила, мужество и расположение ученику». Потому что обычно бывает так, что учитель — флегматик, а ученик – холерик, и учитель, не обращая внимание на этот момент, учит ученика тому, что не свойственно его природе и привязанности его духа. «Нужно знать мужество, силу, наклонность и волю ученика, чтобы дать и научить каждого тому, что просит его природа. И когда учитель так делает, он будет извлекать пользу из доктрины для своих учеников».

Также, философы-любители, а особенно те, кто мнят себя мастерами истинной дестрезы, должны отметить, что добродетель, доктрина и наука об оружии не состоят в том, чтобы смотреть на письмена, есть ли запятая, или точка, или отступ, или написаны ли они на хорошей бумаге, чёрными чернилами и красивым, отшлифованным почерком, а смотреть нужно прежде всего на суть и эффективность учения, которому должны быть обучены все. Ибо «сведущий в дестрезе человек, который не испытывает нужды в этой науке, не может ошибаться, потому что наука является определённой и очевидной привычкой, направленной на знание истины». Об этом ясно говорит Луис де Кармона в своём трактате, в чём мы с ним солидарны на все 100%.

При том, кощунственно будет забыть, что истинная дестреза основана не на реальных и истинных физических упражнениях, а на истинных и универсальных знаниях фехтовальщика, который, как учёный, смотрит на результат, исходящий от его дела, с чем фехтовальщик знает не только то, что может сделать оппонент в действии, но и потенциально знает короткие движения, которые тот может совершить.

 

Несмотря на то, что данный труд посвящён маркизу Аямонте, мы считаем, что автор написал его с целью обучить других дворян оружейному мастерству. Мендес де Кармона всегда демонстрирует свою личную философию в принципах, которые он чувствует или применяет; в этом аспекте его «Предупреждения» также достойны похвалы.

К большому сожалению, это всё, что можно сказать о мастере фехтования Луисе Мендесе де Кармона и его «Предупреждениях».

Автор: секретарь общества Валерия Берман