Становление антибуллингового законодательства в Украине. К чему идем?

Многие помнят острый случай, вызвавший общественный резонанс в феврале этого года, когда в Житомире группа девушек избили 15-летнюю Лилю, в результате чего у неё оказалась сломана рука, травмирована почка, а также получены множественные ссадины и ушибы по всему телу. Избиение подростки сняли на видео и выложили в социальные сети. В итоге было открыто уголовное производство по факту хулиганства.

В последнее время мы все чаще наблюдаем за тем, как подростки, выбирая жертву просто среди ровесников, одноклассников, издеваются над ней и физически, и психологически, то есть унижают публично. При этом снимают происходящее на видео и выкладывают в сеть на всеобщее обозрение. Почему дети склонны к таким действиям, что ими движет и как остановить это явление? Эти вопросы вызывают серьёзную озабоченность, и над их разрешением работают педагоги, ученые, психологи и правоведы не только в Украине, но и в других странах.

Всем известный советский фильм «Чучело», снятый в 1983 году режиссёрами Роланом Быковым и Аркадием Хайтом, освещает эти проблемы между детьми, что, как оказывается, актуальны и 30 лет назад, и сегодня. Но в те времена у нас не было гаджетов, Интернета, каких коммуникаций, позволяющих за очень короткое время, буквально за считанные минуты, распространять унизительную, оскорбляющую информацию в отношении ребенка (да и любого человека), либо личную информацию частной жизни без его согласия. Сейчас это явление получило название буллинг.

Буллинг (от англ. to bull — преследовать) — агрессивное осознанное поведение одного лица или группы лиц в отношении другого, что сопровождается регулярным/систематичным физическим и психологическим давлением с причинением или угрозой причинения ущерба здоровью.

 

Проявление буллинга представлено  в разных видах и формах, например, это может быть бойкот, придирки, насмешки, дезинформация, доносительство, причинение ущерба здоровью, кибербуллинг , мелкие кражи или порча личных вещей.

Кибербуллинг – форма психологической агрессии, предусматривающая жестокие действия с целью досадить, навредить, унизить человека с использованием современных электронных технологий, Интернета, мобильных телефонов, др. гаджетов.

Нужно отметить, что в Украине 2018-2019 года происходит этап становления антибуллингового законодательства.

В Законе Украины «Об образовании» №2145 от 05.09.2017 (с изменениями) в ст.1 дано следующее определение: буллинг- травля («цькування» по-украински) — деяния (действие или бездействие) участников образовательного процесса, которые заключаются в психологическом, физическом, экономическом, сексуальном насилии, в том числе с применением способов электронных коммуникаций, которые применяются относительно малолетнего или несовершеннолетнего лица, и (или) таким лицом в отношении других участников образовательного процесса, в результате чего мог быть или был причинен  ущерб психическому либо физическому здоровью потерпевшего.

Принят Закон «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо протидії булінгу (цькуванню)» від 18.12.2018 №2657-УІІ. (пер. «Про внесение изменений в некоторые законодательные акты Украины о противодействии буллингу»)

Типичные признаки буллинга: систематичность; наличие участников: жертва, обидчик, наблюдатель (если есть), действие или бездействие обидчика, впоследствии которых причинен психический и/или физический ущерб, унижения, страх, тревога, подчинения потерпевшего интересам обидчика.

В разрезе Закона от 18.12.2018 субъектами буллинга являются: учебное заведение, руководитель учебного заведения, учредитель учебного заведения, педагоги, ученики, родители.

Какие причины этой травли? Как правило, в школах учатся дети разных социальных прослоек, из разных семей, отношение по поводу воспитания у которых различаются так же, как и понятия жизненных ценностей, навыков и др. Так, у одного возникает желание доминировать над другими, или напротив, — заниженная самооценка. Влияют особенности внешности, желание выделиться, отсутствие опыта нахождения в коллективе. Причём жертвами могут стать как дети с низким уровнем развития, так и одаренные (нередко бывает, что родители заставляют детей реализовать свои собственные мечты, не вникая в интересы ребёнка). Также сказывается отсутствие реакции со стороны учителя. Но это, конечно, не все причины, над исследованием которых работают многие учёные.

Вообще, проблема буллинга как психологическая дефиниция была описана ещё в 1970-х годах в Скандинавии. Сначала в Швеции, позже в Германии, затем в Польше и др. странах Европы.

Однако, с правовой точки зрения важно отличить буллинг от конфликта между детьми либо с учителем (наличие противоречия, сопротивления относительно равных сил). В связи с тем, что в большинстве случаев при возникновении конфликта потерпевшая сторона (родители) без консультаций адвоката и собирания доказательств сразу обращаются в правоохранительные органы, которые составляют административный протокол, в итоге в суде производство по делу закрывается. С правовой точки зрения имеет значение место, время действий, также необходимо правильно определить участников образовательного процесса. По статистике в суде закрывается 26% административных производств. Кроме того, ответственность может быть не только административная (ст.173-4 КУпАП), но и гражданско-правовая и даже уголовная (с 16 лет и в зависимости от последствий конфликта). Для этого необходимо проводить тщательное разбирательство, не умалчивать об этом, начиная с обращения к директору школы для создания Комиссии по разбирательству конкретного случая.

Вместе с тем, не во всех случаях виноваты учителя, на которых родители перекладывают свою личную ответственность за воспитание ребенка, таким образом оправдывая себя в бездействии. Отметим, что в разрезе Закона Украины «Об образовании» больше всех обязанностей, в отличие от остальных субъектов буллинга, лежит как раз на родителях (ст.55). Например, был случай незаконного увольнения учителя, который был потом восстановлен на работе. Поэтому не стоит огульно любой конфликт определять, как буллинг. В этом помогут разобраться адвокаты.

Если родители заметили изменения в поведении ребенка или в состоянии здоровья, или нежелание ребенка идти в школу либо посещать коллективные мероприятия, или у него участились случаи потери вещей либо денег, то, чтобы выявить причины и противостоять происходящему, не следует оставаться безразличным; требуется идти на контакт и общаться с ребёнком.

От конфликта страдают все. Если родители думают, что их ребенок — не жертва, и не буллер (обидчик), что «ничего страшного, не стоит на это обращать внимания» — таковое мнение ошибочно. Страдают не только жертва, но и свидетели, которые испытывают страх, бессилие, ведь они тоже могут стать жертвой; а также впоследствии испытывают чувство вины, порой на длительный период времени. Именно свидетели удерживают фокус внимания на конфликте.

Например, в школах Канады придают особое значение работе со свидетелями, учат их правильно реагировать на случаи буллинга, развивают в них уверенность в необходимости защитить жертву, так как вмешательство ровесников в конфликт ведет к прекращению конфликта за несколько секунд.

Так, современные дети немало знают о человеческой жестокости, «извлекая уроки» из демонстрации сцен насилия с телеэкранов, на собственном опыте, в семьях. И хотя в Украине законодательство находится только в стадии становления, всё же проблемы возникают каждый день, и это не значит, что необходимо оставаться безучастным и ждать изменений. Работа с экспертами и специалистами позволяет многое прояснить и разрешить уже на ранней стадии, и во многом – это вопрос исключительно личностного желания человека.

Автор: адвокат Галина Супрун