«Весь мир – театр, а люди в нем актеры»

Каждый из вас, вне зависимости от жанра, вида, рода деятельности, слышали, а возможно, и сами выкрикивали, восклицая, знаменитое выражение «Не верю!». И, как вы догадались, оно принадлежит знаменитому педагогу Константину Сергеевичу Станиславскому, отдавшему почти всю свою жизнь служению в театре, изучению актерских техник, работе с актерами, режиссуре, и созданию собственного труда,  посвященного оптимизации актерской техники под названием «Система Станиславского».

Небольшая заметка на полях: «Система Станиславского» — теория сценического искусства, метода актерской техники, которая была разработана К.С. Станиславским в период с 1900 по 1910 год. Система впервые, на тот период времени, разрешала проблемы сознательного постижения творческого процесса создания роли, определяя пути перевоплощения актёра в образ, с целью достижения полной психологической достоверности актёрской игры. Так нам повествует Википедия.

Его учение широко распространилось по всему миру: Украина, Европа, Америка, Россия и другие страны. Для кого-то «Система Станиславского» занимательное чтиво, кто-то изучал его труд в рамках учебной программы, для кого-то это профессия либо некий экскурс в сценическую психологию, возможно, даже среди вас найдутся почитатели самого Станиславского- мэтра, на которого можно равняться и для кого он является непререкаемым авторитетом. Так кто же такой — Станиславский?

Станиславский  — великий человек, спору нет, хотя он и требовал, заставлял театральных людей жить по определенным правилам, играть на сцене «сходу», без костюмов, без грима, без подготовки, что позволяло им в дальнейшем оттачивать свое мастерство. Но некоторые «пострадавшие» актеры называли «эти пытки» — «дрессурой Станиславского». И все же его методы работали, давая «плоды» и результаты! Станиславский искренне верил, что абсолютно любой человек может добиться чего угодно. Как говорится «было бы только желание».

Кто не знаком с трудами Станиславского, отмечу, что для простого обывателя он может показаться, как минимум необычным, в нем отсутствует богатый литературный язык, вся гамма и красота русской речи. Рукописи были написаны  мэтром «с ходу», в виде дневника: во время своих занятий он делал пометки, небольшие записи, очерки, что делает его особенным и выделяет среди всех остальных трудов. Нестандартный подход послужил рождению новой методики, которой пользуются по сей день, в своей жизни и деятельности различные актеры, журналисты, политики, бизнесмены, ученые.

Особо заслуживает внимания – его подход к преподаванию, стиль изложения, как одна из форм педагогики, обучившая и выпустившая на сцену жизни и кино, не одно поколение выдающихся талантов, плеяду актеров, заслужившие миллионное внимание  и любовь зрителей, например таких, как: Ю.В. Никулина, В.И. Гафт, В.В. Тихонов, А.А. Миронов и многие-многие другие актеры, есть масса советских и современных, европейских кинофильмов, не хватит и часа, дня, месяца, чтобы перечислить их все.  И нам всем приходилось наблюдать, как прекрасно они играют в советском кино, насколько подготовленные, и с какой скоростью перевоплощаются из одной роли в другую. Станиславский хотел видеть не реакции, а инстинкты — сложные модели поведения. Нужно было так сыграть роль на сцене, чтобы вы сами ее восприняли, как часть себя, прониклись, вжились в нее полностью.

Поэтому система Станиславского заслуживает самого серьезного нашего внимания и его взгляда, подхода к педагогике, потому, как он, впервые принес в сценическое искусство НАУКУ, тем самым оставив след для нового поколения людей.

Талантливая природа на сцене сознания играет так, что это считается искусством.

Так все же, чем его методика цепляет глаз, сердце и душу миллионов людей, не одно поколение?

Полистайте на досуге его книгу под названием  «Работа актера над собой». Тут вы впервые встретитесь с терминологией, например:

— «Инженер» (обслуживающий машину и она работает только тогда, когда подвергается обслуживанию). Здесь человеческое «Я» является инженером человеческой души.

— «Психотехника» – как инструмент. Все существующие в мире системы не имеет инструмента, в любой научной дисциплине отсутствует инструментальный аппарат, имеется только исследовательский (прим.: инструментальный аппарат – это то, с помощью чего мы можем  одно превратить в другое).

— «Сознание и подсознание». Станиславский воспринимает подсознание, как природу человека, а сознание, как сцена театра, считая, что природу нужно играть на сцене сознания так, чтобы талантливое дарование могло, как можно лучше, раскрыться на этой сцене. И это называется процессом переживания.

— «Демонстрация» или искусство представления. Демонстрация доказывает работоспособность любой системы. Если говоришь, что что-то умеешь, так покажи, продемонстрируй это.

Система Станиславского позволяет перевоплотиться, сыграв на сцене или в жизни какую-то роль. И без доли сомнения – это нужный инструмент для каждого, потому, как  человеческая жизнь разнообразна и многогранна, а где-то даже  коварна, подкидывая нам разнообразные ситуации, задачи и сверхзадачи, и чтобы с ними справляться, приходиться играть разные роли. Но когда  стоит вопрос, когда необходимо не играть, а кем-то стать, быть, то необходима уже другая система. Что могло бы послужить некой альтернативой Станиславскому? Какая система, методика способна из не умеющего человека, за небольшое время, сделать настоящего профессионала в любой отрасли?

«Истинное искусство – это наука».

Академиком О.В. Мальцевым в рамках нового курса «Наука НОРМА и система Станиславского» отметил, что: «Играть не надо тому, кто этим является! На сцене сыграть можно все, что угодно и кого угодно, но в жизни так не всегда бывает. Она намного сложнее театра. Почему? Когда вас бьют шпагой на сцене, вы знаете, что останетесь живыми. Но, если вас бьют в жизни – это может стать фатальным для вас. В театре вы полностью погружаетесь в качество донесения сценической, драматургической информации до зрителя, сидящего в зале. Но в жизни зрителя может вообще не оказаться.  «Систему Станиславского» я рассматриваю, как на подход того, что нужно сделать».

И когда необходимо кем-то стать нужна другая наука и другая технология. И о ней немного поговорим. В свое время академиками Г.С. Поповым и А.С. Яковлевым,  было сказано, что если вы хотите кем-то быть, сыграть у вас это не получится. Надо этим становиться!

 

Обращу ваше внимание на то, кто такие Попов и Яковлев. Современному обществу об этих ученых известно совсем немного либо вообще ничего, потому как они до конца XX века оставались неизвестной фигурой. Так часто бывает с легендами прошлого, тайно обеспечивающие триумф науки. Однако, познакомившись поближе с их биографией,  с научными трудами, открытиями, методиками, то гамма этих личностей восхищает как эффективностью, так и масштабом. Откровенно говоря, Попов и Яковлев – это два человека, которые создали всю советскую и мировую науку. Об этих людях можно говорить часами, но это не тема нашей беседы, поэтому предлагаю  об ученых ознакомиться в небольшой статье:

«Я не хожу в  театры, потому что там играют как-то так».

Почему так важно кем-то становиться? Вспомните, сколько было случаев, когда «актер погорелого театра» прочитав книжку «Как стать миллионером», замотивированный вдурь, нацепив на себя атрибуты – дорогие часы, золотая цепь (прим. автора: невольно вспомнились слова стихотворения А.С. Пушкина: «… на дубе том». И ведь смешно, но так и есть), приходит на собеседование и… сидит весь в переживаниях. Насколько он придурковато и смешно выглядит? Вопрос риторический. Сыграть сходу, с разбегу, без подготовки  — нельзя, да и если вы этим не являетесь – то это утопия,  поэтому вам в след будут кричать всю ту же фразу: «Не верю!».

Вероятнее всего, любопытный читатель задастся вопросом – если я кем-то хочу быть, сыграть я это не смогу, тогда как мне им стать?

Существует метод «погружения Попова» — идеальная система, чтобы чему-то научиться, приобрести навыки, умения, знания. Этот метод не предполагает, как у Станиславского воплощения, переживания. У академика Г.С. Попова  –  погружение в среду, что позволяет по-настоящему стать кем угодно. Методика сама по себе не проста, и для этого необходимо освоить ступени мастерства, не достаточно просто захотеть: вам придется изучать этот вопрос, исследовать его и экспериментировать над собой. Но методика славится своей эффективностью.

Метод Г.С. Попова и Яковлева зарекомендовал себя в практическом применении в деятельности Экспедиционного корпуса. Как известно, на протяжении более 6 лет  Экспедиционный корпус и его члены каждый раз отправляются в Экспедицию, на сегодняшний день совершено уже более 30 экспедиций в разные уголки мира. Используя фундаментальный научный подход, позволяющий познать тайны нашего мира: распутывая, раскрывая и освещая ту истину, о которой многие не знают, либо закрывают глаза и не хотят знать. И благодаря методике Попова и погружению в среду. Кто следит за Экспедиционным корпусом заметили, что каждая Экспедиция завершается триумфально, с покорением «новых вершин», с добычей новой «руды», выливающие в научные труды, монографии, книги, учебники, технологии, методики.

Система Станиславского предназначена для того, чтобы сыграть  какую-то роль, в то время как методика Попова позволяет стать кем угодно. Но если объединить три подхода воедино – Попова, Яковлева и Станиславского, чтобы мы могли получить?

  1. Феноменальную педагогику, отлично поработав над своей системой преподавания.
  2. Разобраться  с фундаментальными понятиями, как это  все работает, с ее механизмами.
  3. Используя свою практику,  понять почему не получается в той или иной ситуации.

 

Почему с точки зрения ученого О.В. Мальцева система Попова намного эффективнее системы Станиславского?

«Потому что система предназначена для того, чтобы вы это не сыграли, а вы этим стали. И в этом заключается разница двух систем. Если вам нужно сыграть, то система Станиславского для вас идеальна, но если вы хотите по-настоящему этим стать, то методика Попова способна реализовать эту задачу». И для начала необходимо разобраться и выяснить, когда вам нужно быть, а когда достаточно сыграть, и где какую систему применять. А если нужно просто сыграть, то надо это делать так, чтобы Станиславский кричал: «Верю!».

Многие люди считают, что надо «знать», но не надо «уметь». Огромное заблуждение считать,  что категория «уметь» дана им от рождения.  Это не так. Еще в XV-XVI веке Луис Пачеко де Нарваэс, Франсиско Лоренс де Рада считали, что «…все постигается через демонстрацию». То есть, необходимо уметь, и главный вопрос – как быстро вы сможете себя обучить? Г.С. Попов говорил, что «вся проблема человечества – в скорости обучения», вы можете чему-то научиться через 10-20 лет, когда вам уже не надо. А результаты, как известно нужны сейчас. И методика Попова позволяет за небольшой промежуток времени обрести необходимые умения, навыки, знания и стать способной, выдающейся личностью, тем, кем вы хотите быть (ученым, бизнесменом, криминологом и так далее). Потому, как если вы этим не являетесь, сыграть вряд ли сможете. Вам нужно этим стать!

Невозможно в одной статье, разговоре объяснять всю методику Станиславского, а тем более поэтапно показать и научить методике Попова — погружению в среду, все делается постепенно, объясняя каждый элемент. Поэтому и был создан новый курс  «Наука НОРМА и система Станиславского», чтобы разобрать каждый элемент системы Станиславского и с помощью метода Попова провести человека по каждому этапу, по каждой ступени погружения, показать, как это делается, и чтобы он самостоятельно смог построить свои ступени и погрузиться в среду, став тем, кем он желает, что значительно сократит его время обучения. Курс бесплатный и планируется продлиться до 1 января 2021 года.

«Мы попробуем одновременно научиться методу Станиславского и методу Попова, погружению в среду: когда вам нужно сыграть, а где надо быть. Наша совместная работа высоко повысит ваш уровень образованности в области психологии, педагогики, мы разберемся с сознанием, с памятью, вниманием и кругами внимания».

Автор: Каролина Ковтун