Внешний метод исследования памяти

Современной академической науке, как бы это ни звучало, практически ничего не известно о памяти. Это несложно проверить: если попытаться найти в Интернете значение слова «память», выяснится, что написанное в разных словарях и на различных сайтах не даёт никакого практического понимания. Ключевое определение памяти, которое существует сегодня, зацикливается на слове «функция», то есть память – это определенная функция механического типа, позволяющая нам оперировать данными, что-то вовремя вспоминать, а что-то вовремя забывать.

В общей массе то, что сегодня говорят о памяти – это о том, как запомнить 10 или 20 слов за 1 минуту, или что-то в этом роде. Речь совершенно не идет о том, как человеку решать задачи в жизни, как развиваться, учиться и становиться способнее. Всего этого как будто не существует. За всю историю существования человечества очень мало людей занимались исследованиями памяти и оставили след в этом направлении.

Исследуя исторически последнее тысячелетие, можно сказать, что родиной исследования памяти является Венеция. Существовало два человека, которые занимались вопросом исследования памяти, и тому есть соответствующие документальные подтверждения.

Первым деятелем был господин Джулио Камилло со своим знаменитым Театром Памяти. Камилло создал самую настоящую модель памяти, которую назвал «Театр Памяти», и этот Театр некоторое время существовал в Венеции. Это не значит, что до этого никто не занимался исследованием памяти в каком-то другом месте – у нас просто нет никаких доказательств, что это действительно было. Что касается Театра Памяти, то информация о Камилло – это первое доказательство, которое у нас существует, потому мы и рассматриваем историю последнего тысячелетия, которая хоть как-то подтверждена архитектурными сооружениями и документальными источниками.

Сегодня книгу Камилло «Театр Памяти» можно найти в свободном доступе на русском языке. Из нее каждый сможет почерпнуть для себя очень много интересного. Почему эта книга настолько интересна? Даже сам король Франции хотел построить у себя в Париже точно такой же Театр Памяти и даже профинансировал этот проект, но, к сожалению, по каким-то причинам этого не произошло.

 

О самом Джулио Камилло говорили многое, чего нельзя сказать о его Театре Памяти. Камилло всячески чествовали. В истории этот человек славится как некий мистик, как человек, который мог показать то, чего не могли показать другие. Известно еще, что он был выдающимся фехтовальщиком того времени, одним из лучших фехтовальщиков Венеции, написавшим три трактата по фехтованию. К сожалению, до наших дней они не сохранились.

Другим человеком, который исследовал память, был Джордано Бруно. И его труд также называется «Театр Памяти». Были и другие попытки соотечественников Джулио Камилло и Джордано Бруно говорить на эту тему, но это были лишь философские рассуждения, а не модели памяти. Ведь у Джулио Камилло была именно модель работающей памяти. Театр Памяти представлял собой помещение, в которое можно было войти и увидеть всю память человека изнутри, стать как бы участником памяти. Джулио Камилло и Джордано Бруно дали, каждый свою, модели памяти, остальные же просто рассуждали о ее функциях.

На волне определенных философских рассуждений в дальнейшем вся наука о памяти разделилась на три науки. Первая – это история, вторая – психология, а третью назовём наукой «Х».

Наша задача – рассмотреть, какими методами можно исследовать память. Если говорить об истории, то здесь используется метод расследования и дознания: берем документальные источники, свидетельства, архитектурные и архетипологические подтверждения – все что есть, и исследуем. Так подходит к этому вопросу история.

Когда речь идет о психологии, она также в свои недра вобрала определенные исследования памяти, потому что память и сознание присущи каждому человеку. Но здесь большая беда: относительно ключевых понятий мировые психологи договориться не могут, то есть единого понимания, что такое память, нет, равно как нет и классификации. Как же современные психологи исследуют память? Они это делают с помощью проективных тестов. Например, теста Сонди, Роршаха или Люшера. Ключевая концепция всех этих тестов сводится к следующему: испытуемому показывают стимульный материал, он как-то реагирует на него, результаты этих реакций фиксируются и затем интерпретируются. В зависимости от того, насколько качественно структурирован стимульный материал, насколько он сложен или прост, мы можем говорить о глубине проникновения в память. Чем слабее структурирован стимульный материал, например, пятна Роршаха, тем больше глубина его погружения в память. На сегодняшний день существует два теста, дающих самое глубокое проникновение в память – это тесты Люшера и Роршаха.

Третья наука, которая занимается исследованием мировой памяти – это некий «Х». Эта отрасль знаний была структурирована и изложена в 1933 году академиком Григорием Семеновичем Поповым. Необходимо сказать, что подход академика Попова к исследованию памяти категорически отличается от всех остальных.

 

Академик Попов использовал три подхода к исследованию памяти.

Первый – это внешний подход, то есть методология исследования памяти путем исследования внешней среды. Попов говорил о том, что все, что существует вовне – это отражение нашей памяти, то есть внешний мир – это зеркало нашей памяти. Люди ничего не придумывают, они все берут из собственной памяти.

Есть простой тест, который демонстрирует это: посмотрите на белую стену и скажите, что вы видите. Так как человеку негде брать данные, кроме как в памяти, он начинает вытаскивать из своей памяти то, что он видит на стене. И все, что он описывает, он достает из собственной памяти. Академик Попов вывел гипотезу и доказал ее в процессе жизни и деятельности: все, что мы видим вокруг – это результаты, вытащенные из нашей памяти. Внешний мир – это зеркало нашей памяти, памяти каждого из нас, потому что каждый из нас воспринимает мир по-своему, каждый человек думает по-своему, у нас разная память, у нее разные данные, соответственно, мы по-разному воспринимаем мир.

Все, что существует вовне – это отражение человеческой памяти. Вовне нет ничего того, чего не было бы в памяти. Поэтому один из подходов исследования памяти академика Попова – это метод исследования внешнего мира.

В этом достаточно просто убедиться на эксперименте. Люди часто записывают что-то, чтобы не забыть, то есть, создают внешнюю память. Люди используют телефоны, планшеты, видеокамеры. Каждый по-своему создает внешнюю память. А зачем люди создают внешнюю память? Для того, чтобы не забыть. Проблема заключается в том, что мы не знаем, как работает наша память и ее механизмы, а соответственно, не можем ее использовать.

Попов говорил о том, что все, что существует в памяти самого человека, существует и вовне. Если мы посмотрим вне себя и рассмотрим определенные учреждения, в которых есть конкретные порядки, то таких учреждений будет восемь – столько же, сколько блоков памяти. Разделим их на две категории: динамические и статические. Блоки, где что-то происходит – это динамические блоки памяти, а блоки, где ничего не происходит – статические.

 

Рассмотрим динамические блоки памяти.

Блок памяти «цирк». Во внешнем мире мы видим такое учреждение как цирк. Он не обязательно должен иметь сооружение, потому что цирком мы называем не только сооружение – именно само представление называется цирком. Например, человек так и говорит: «моя жизнь похожа на цирк» или «что за цирковое представление ты мне устроил?». Именно этот блок отвечает за навыки. Так выглядит первый динамический блок памяти.

Блок памяти «театр». Этот блок памяти позволяет нам научиться работать с ролями, прийти к пониманию, что такое роль, какими роли бывают, как своевременно выбирать нужную роль, как вести себя в тех или иных ролях, как создавать роли т.д. Но нет ничего такого, чего человек не может довести до полного абсурда, потому, вместо решения задач, может получиться целое театральное представление.

Блок памяти «учебное учреждение», или «университет». Под университетом мы понимаем определённое учреждение, где есть порядок, консультанты, учебная литература, методология. Здесь хранятся знания, которые человек может получить. Всё это единовременно составляет блок «университет».

Блок памяти «религиозное учреждение». В этом блоке памяти, как и в других, существуют свои порядки. Здесь речь идет о религиозных порядках. Корни всех религий заключаются в этом блоке. Первое, что сделал академик Попов – это доказал, что человек религиозен в силу своей памяти, а не в силу навязанной извне религии.

Эти четыре блока памяти – «цирк», «театр», «университет» и «религиозное учреждение» – составляют динамическую память. Именно здесь происходит динамика, совершаются некие события и меняется положение вещей.

 

Следующие четыре блока памяти относятся к статическим.

Блок памяти «архив». Архив придумали, поскольку он существует в человеческой памяти. Представим себе модель архива, где хранятся записи о произошедших событиях. В архиве фиксируются все данные подряд. Ключевой параметр архива: сейчас данные не нужны, но когда-нибудь могут понадобиться. Данные, которые человеку нужны сейчас для жизни, с которыми он работает сейчас, хранятся в другом статическом блоке, он называется «библиотека».

Блок памяти «музей». В музее хранятся экспонаты, которые являются подтверждением свершившихся событий.

Блок памяти «галерея». В галерее находятся картины, то есть произведения искусства. Здесь могут выставляться также ювелирные изделия. В этом блоке «живут» все эмоции человека, всё, что его вдохновляет, удивляет и восхищает.

Так выглядят четыре статических блока памяти. Здесь нет главных или ведущих блоков, все они существуют и работают единовременно. Всякий раз, когда человек что-то делает, он обращается к какому-то блоку памяти и задействует его целиком.

Неумение работать с блоками памяти, некачественное наполнение этих блоков ведет к патологии и психиатрическим отклонениям, выражающимся в конкретных заболеваниях. Существуют разные стадии: заболевание, сама болезнь и хроника. Но природа всех этих вещей заключена в памяти человека. Ввиду этого, еще одним значимым открытием академика Попова является то, что природа всех событий, происходящих в нашей жизни, заключается в памяти, а не в сознании. Память человека невидима, но внешний мир, как зеркало, отражает то, что находится в его памяти.

Автор: руководитель НИИ «МСАС» Марина Ильюша