Когда мы занимаемся Дестрезой, мы занимаемся наукой
жизни. Это весьма наглядно видно: когда человек взял в руки нож и проткнул
кого-то, для получившего ранение это будет самая великолепная наука, потому как раны
очень быстро приводят человека в сознание. Мы постигаем тайну жизни
и смерти, поэтому искусством это назвать нельзя.
Приведённый отрывок из Комментариев Академика Олега Викторовича Мальцева к Первому диалогу «Философии оружия» описывает пример с оружием, и сразу становиться понятно, что, получив удар ножом, человек быстро осознаёт: он попал в ситуацию, которая крайне неприятна сама по себе. Так, человек может либо умереть, либо получить тяжёлое ранение, и тогда, обыкновенно и осознаёт причины, приведшие к этой ситуации (удар ножом) если естественно остался жив. Безусловно, ситуация с ножом, выше описанная, нечасто происходит в жизни человека; и можно подумать что, в принципе, фехтование может понадобиться человеку только, если нападают с ножом или другим оружием, но это в корне неверно.
«Дестреза — это наука, потому что это жизнь», — так утверждает Иеронимо де Карранза в трактате «Философия Оружия», и на то есть причины. Дестреза состоит из трёх фундаментальных элементов : философия, наука, умение владеть оружием. То есть, Дестреза не состоит только из умения владеть оружием, это всего лишь её часть, но не вся Дестреза. В трактате сказано далее, что человек, постигший технику, стал учеником, человек, научившийся интегрировать Дестрезу в свою жизнь, стал Маэстро.
Раздел техники в Дестрезе очень богат: практика с оружием в руках учит человека многим вещам, которые касаются не только самой техники, но и тактики, логики, мышления человека. Используются при этом механизмы памяти, психики и сознания человека.
Движение (как физический элемент) мы видим в самом конце (когда кто-то протыкает оппонента шпагой, например). Как это выглядит в истинном фехтовании: есть банк данных, из которого избирается субстанция (знания), далее в коммутаторе (следующем блоке) знания соединяются с определенным качеством животного. Вся эта система затем подаётся на нервную систему, и так возникает реализация технического элемента: атакующего или оборонительного типа. (из комментариев Олега Викторовича Мальцева к «Философии оружия»).
Принимая во внимание данную информацию, становится понятно, что нет смысла заучивать чей-то опыт (инструктора, тренера), это лишь опыт, причём чужой, а не наука. Движение формируется пониманием как оно устроено, что это лишь конец рычага, и перед самим движением (как физическим актом) стоит целая система, которая работает по определённой схеме, взаимодействует между частями и воплощается в результат. Не разобравшись с этими явлениями, человек не всегда сможет при возникшей необходимости правильно среагировать, ему останется лишь надеяться на волю случая», так сказать, повезёт не повезёт. Обладая и умея пользоваться этой системой, человек всегда сообразит, как правильно поступить в любой ситуации, вне зависимости от любых внешних факторов.
Следующая составная часть Дестрезы — наука. Наука прямо связана с природой движения и философией. Уже понимание того, как строится движение, достаточно для того, чтобы осознать необходимость научного подхода. Научный подход — это цель Дестрезы, задача в том, чтобы научить человека применять научный подход в жизни. На начальном этапе в этом можно разобраться с помощью Маэстро, а в последующем — самостоятельно. И это мы наблюдаем в отражении следующего рисунка из комментариев к «Философии Оружия».
И для этого человека понадобятся знания разных наук. Дестреза — это система на стыке наук. Причём, достаточно сложная система, самая сложная, из существующих в мире. Всё дело в том, что в фехтовании нельзя допускать ошибку, сразу всё необходимо делать на чистовую; нет права на ошибку, ведь иначе, если человек пропустит удар клинком, к которому не будет готов, он либо погибнет, либо получит тяжёлое ранение. В современном обществе, кажется, никто никого не убивает, (за исключением криминала, в театре военных действий), но эти исключения осуждаемые, и они не часто происходят в жизни гражданского населения большинства стран мира. Однако, в жизни случается море ситуаций, в которые попадает обычный человек, и его (человека) пытаются, например, обмануть, надавить как-то, склонить к неким действиям, это происходит постоянно с людьми, оглядитесь вокруг. Как применять науку о фехтовании в таком случае? Дестреза даёт ответы на эти вопросы, поскольку ещё и имеет полноценную методику тренировки и учит человека (ставит навыки), необходимые для решения этих задач. Это и называется научный подход. По сути, Дестреза делает из человека учёного.
Третий элемент Дестрезы настолько интересен, настолько же и сложен — это философия. Философия отвечает на вопрос «почему» и на вопрос «зачем». То есть, почему я должен заниматься чем-то и зачем я этим чем-то занимаюсь. И это очень важно в жизни каждого из нас, важно понимать и отдавать себе отчёт в том, что делаешь. Можно научить человека филигранно владеть техникой оружия, а он пойдёт, к примеру, да и убьёт 5 человек ножом, просто потому что они ему не понравились, или из мести, или по какой-то другой причине и в итоге сядет в тюрьму. Можно разбираться в науке и начать использовать других людей в корыстных интересах, организовывать преступные группы , создавать финансовые пирамиды, — это тоже не приводит ни к чему хорошему. Можно быть философом, и при этом быть беспомощным и слабым.
Только соединение всех трёх частей, то есть философии, науки и владение оружием, помогут человеку стать действительно достойным, сильным и справедливым. И да, есть ещё четвёртый элемент, без которого невозможно добиться результата, как писал Франческо Антонио Маттей, Маэстро Неаполитанского фехтования, в своём трактате «Невозможное возможно».
И это — «Живой голос Маэстро».
Дестреза — как море, через которое проводят за руку, и никак по-другому пройти этот путь невозможно!